
Возраст до трех лет — очень значимый для речевого развития ребенка. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Главная задача родителей в этот период —помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить звуки.
Как рассказала учитель-дефектолог районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Кристина Емельянова, чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к малышу положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в возрасте до трех лет.
Родителям стоит проявить беспокойство по поводу возможных нарушений речи, если у ребенка врожденные пороки развития органов речи (расщелины губы и неба), к 1,5 — 2 годам у малыша не появилось ни одного осмысленного слова, ребенок не использует в общении мимику и жесты, ребенок не понимает вашу речь, не реагирует на собственное имя, у него появляются похожие на слова формы, но не используемые для общения даже с самыми близкими людьми, ребенок говорит «гнусаво», с носовым оттенком.
Если в речи наблюдаются признаки заикания: паузы, остановки, запинки, повторы слов, нарушение дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывания — это также является тревожным признаком проблемы. В этих случаях необходимо обратиться к логопеду за консультацией.
Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка. Для этого нужно разговаривать с ним о том, что вы делаете «здесь и сейчас», медленно и четко. Вести «параллельный разговор» — «ритуал называния»: когда ребенок смотрит на предмет. Полезным будет читать книги, называть картинки, обыгрывать стихи, потешки, сказки, пойте песенки. Используйте прием объяснения: планирование, начало, окончания действия. Не перегружайте ребенка чересчур сложными словами и фразами, а говорите с ним на доступном уровне. Не забывайте поощрять активность малыша в рамках его возможностей.
Помните: излишняя опека подавляет ребенка и ограничивает его развитие.