Музей — это машина времени и пространства. Она позволяет перенести нас не только через годы, но и даже века и тысячелетия. Здесь хранится множество секретов, интересных историй, а еще — уникальных предметов старины и современности. Деятельность музея устроена так, что мы, случайные визитеры, едва ли представляем, кто стоит за теми или иными процессами. А за всем этим стоят специалисты, которые порой остаются вне зоны внимания посетителя в силу их закулисной деятельности.
Сегодня мы приоткроем особенности профессии музейного работника.
И в этом нам поможет главный хранитель фондов Климовичского районного краеведческого музея Наталья Банышевская.
— Наталья Васильевна, расскажите, как вы пришли в профессию?
— Я никогда не думала и не мечтала даже о том, что буду работать в музее. После окончания Судиловской школы поступила в Могилевский библиотечный техникум. Всегда любила читать и в правильности выбора своей профессии не сомневалась. Получив диплом, отправилась на свое первое рабочее место — заведующим сельской библиотекой в деревню Дубровица. Скажем так, работать на этой должности мне, тогда восемнадцатилетней девчонке, было совсем непросто. Ведь помимо своей непосредственной деятельности приходилось решать много хозяйственных вопросов. В библиотеке частенько свет пропадал, ремонт кое-где требовался, ну а благоустройство территории — это вообще отдельная история. Я не жаловалась, мне все нравилось.
Но жизнь внесла свои коррективы. В июле 1987 года познакомилась с Сергеем Банышевским, а уже в октябре мы с ним сыграли свадьбу.
Муж меня перевез из Дубровицы в Климовичи. И здесь возникла проблема — я не могла устроиться на работу по специальности. В городе все библиотеки были укомплектованы необходимым штатом. И кто-то мне подсказал зайти в музей, мол, там требуется специалист. Я зашла. И 30 декабря 1987 года была принята на работу на должность младшего научного сотрудника. В коллектив влилась быстро. И новая сфера деятельности меня полностью поглотила. Я быстро всему училась, перенимала опыт у коллег, много читала. И вот уже без малого 37 лет верой и правдой служу музейному делу. Поэтому можно сказать, что в музей меня привела судьба. Именно судьба, а не случайность. Случайные люди надолго в музее не задерживаются. Музей — это призвание.
— Сейчас вы работаете главным хранителем фондов. Расскажите об особенностях этой сферы деятельности.
— Главный хранитель фондов — это Плюшкин, но в хорошем смысле этого слова (смеется). А еще — педант, который любит раскладывать все по полочкам, этнограф, историк, искусствовед. Это немного юрист, немного завхоз, немного археолог. Но это и психолог, человек легкий на подъем, умеющий увлечь публику.
В чем же заключается работа главного хранителя? В комплектовании, учете, описании, изучении и хранении объектов наследия — музейных предметов, которые поступают в фонды. В музее собрана богатая и разнообразная коллекция: более восьми тысяч экспонатов основного фонда и более девяти тысяч научно-вспомогательного. Каждый предмет должен быть учтен, грамотно описан, юридически защищен.
Постоянные экспозиции — это только верхушка айсберга: выставлено около трехсот экспонатов. Остальное аккуратно хранится в фондохранилище. Здесь «живут» уникальнейшие экспонаты и настоящие сокровища и хранители времени. Музейные вещи — вещи с историей, и с годами они не молодеют. Все это требует ухода, заботы, внимания и сохранения в первозданном виде. Именно поэтому хранителю нужно обладать знаниями из разных научных областей. В первую очередь — историческими. А еще элементарными знаниями в области физики и химии — например, чтобы понимать, какие условия нужны для каждого вида музейного материала.
Часть экспонатов скрыта от глаз визитеров до определенной поры: время от времени они появляются на выставках. Пополнение фондов — это еще одна забота хранителя. В основном музейные собрания обогащают дары неравнодушных людей. Обычно они приносят предметы быта, фотографии, документы, связанные с историей своей семьи или с нашим районом. Вещи эти не обязательно редкие, просто пришло время и люди решили их отдать, сохранить память о себе и своей семье. Ведь музеефицируются не только драгоценные, но и совершенно обыденные предметы. Мы составляем акт дарения или акт купли-продажи, потом производим первичный осмотр, замеры, делаем описание, нумеруем, вносим в базу данных и определенную коллекцию. Если необходимо определить историческую ценность, предметы отдаем на экспертизу.
— Наталья Васильевна, знаю, что вы еще проводите экскурсии в музее и тематические музейные занятия в учреждениях образования района. Скажите, это тоже входит в ваши обязанности?
— Да. Коллективы районных музеев небольшие. Поэтому и я, и научные сотрудники, и даже директор проводим экскурсии и занятия. Каждый музейный работник — универсальный специалист. Он и ученый, и исследователь, и создатель выставок, и хранитель культурного наследия страны, и лектор, и экскурсовод, и актер, и даже творец, если хотите.
Творческий поиск — общее кредо нашего коллектива и мое, в том числе. В последние годы активно используем инновационные формы работы, направленные на активность познания нового. Так, с детской аудиторией проводим игровые экскурсии-занятия, игры-путешествия, музейные занятия, квест-игры, интерактивные лекции и другое. Удержать внимание, например, дошколят непросто. Но нам это удается. Дети на занятиях постоянно задают вопросы, а это говорит о том, что их заинтересовала та тема, о которой мы вели речь. Еще нужно отметить, что каждая аудитория предполагает новые подходы, свой уровень общения. Главное — установить доверительный уровень с теми, кто приходит к нам в музей. Если удается стать единомышленниками, а так происходит почти всегда, то это награда и для музейного работника, и для посетителя.
— Расскажите немного о деятельности других музейных работников.
— Научные сотрудники изучают связанные с экспонатами документы и события, относящиеся к соответствующим историческим эпохам, и в целом занимаются исследованиями в сфере интересов музея. Все-таки главная составляющая музейной работы — научно-исследовательская деятельность. Она огромна, разнообразна, разнотемна. Работники музея постоянно публикуют свои материалы на страницах районной газеты и делятся своими разработками с читателями.
Еще есть музейный смотритель, осуществляющий надзор за музейной экспозицией и процессом экскурсионного обслуживания населения. Основная его деятельность связана с обеспечением порядка при проведении экскурсий, наблюдением за сохранностью экспонатов, консультированием посетителей по содержанию постоянной экспозиции, временных выставок.
— Интересно, а что вас больше всего привлекает в вашей работе?
— Нравится, что все же это творческая деятельность. В первые же месяцы стало ясно, что работа в музее не может быть скучной и однообразной. Музей проводит конференции, публикует научно-исследовательские статьи, организует и создает разнообразные выставки, ведет огромную просветительную работу. Поэтому только в музее можно встретить так много интересных и талантливых людей — художников, поэтов, писателей, музыкантов.
К тому же, работа в музее — это постоянное развитие, в том числе духовное и даже техническое. Потому что сейчас в своей работе мы используем самые современные мультимедийные, информационные и образовательные технологии. Приходится учиться (смеется).
Ну и что греха таить, нравится ощущать себя транслятором истории своего края, хранителем культурных традиций.
— Как вы считаете, какими качествами должен обладать человек, выбравший профессию музейного работника?
— Ну, он, несомненно, должен проявлять интерес к истории, культуре, искусству, гуманитарным наукам. Иметь художественный вкус и широкий кругозор. Быть внимательным к деталям, уметь хорошо говорить и не бояться публичных выступлений. У него должны иметься организаторские способности, а в его характере обязаны быть такие черты, как ответственность, пунктуальность и педантичность. Не помешает и умение быстро реагировать на нестандартные ситуации. Конечно же, необходимо постоянно заниматься самообразованием. Но все-таки главное требование — любовь к тому, что ты делаешь. Без этого стать профессионалом музейного дела невозможно.
— Каким вы видите будущее музея?
— Музей приобретет интерактивность. Лозунг «руками не трогать» будет отменен (смеется). Музей — это то пространство, где можно не только созерцать, но и стать участником какого-либо мероприятия. Это самый актуальный посыл, я вижу, что многие музеи к этому идут.
— Спасибо, Наталья Васильевна, за содержательную беседу. Успехов вам в работе!