Как рассказала заведующий Климовичским районным учебно-методическим кабинетом Людмила Новикова, не так давно Правительство внесло изменения в специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденные постановлением Совмина от 07.08.2019 № 525, согласно которым изменились требования в распределении учебной нагрузки на учащихся, обучающихся в учреждениях образования.
Всем известно, что в определенные дни недели или часы учебного дня способность учащихся к напряженной работе, например, из-за усталости, снижается. И вполне разумно, что в такие периоды преподавателям запрещено проводить контрольные работы и экзамены.
В измененных Требованиях соответствующие запреты четко разграничили, ввиду чего они стали более определенными. Так, запрещается проводить контрольные и курсовые работы, зачеты (в т. ч. дифференцированные) и экзамены (кроме выпускных): на последнем учебном часе дня в школах, гимназиях, лицеях, а также в колледжах для учащихся первого и второго курсов, получающих образование на основе общего базового образования (т. е. закончивших IX классов средней школы); в последний день учебной недели в колледжах (пятницу или субботу), а также в I–IV классах школ, лицеев и гимназий (пятницу); после третьего учебного часа в последний день учебной недели в колледжах (пятницу или субботу) для учащихся первого и второго курсов, получающих образование на основе общего базового образования (закончивших IX классов средней школы), а также в V–XI классах школ, гимназий и лицеев.
Кроме того, обновлены требования к составлению школьного расписания. Так, максимальную учебную нагрузку нужно давать в дни наибольшей работоспособности. Для учеников младшей школы это вторник и среда, а для учащихся V-XI-х классов — вторник, среда и пятница. Кроме того, следует равномерно распределять нагрузку по другим дням недели.
Для этих целей при составлении расписания используется ранговая шкала трудности учебных предметов, установленная Минздравом. В частности в I–IV классах наиболее сложные предметы, требующие большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания (математика, русский, белорусский, иностранный языки) изучаются преимущественно на втором и третьем уроках. В V-XI-х классах самые сложные предметы (математика, русский, белорусский, иностранный языки, физика, химия) можно изучать на первом и последнем уроках не чаще одного раза в неделю в одном классе. Также в одном классе нельзя проводить занятия физкультурой в течение двух дней подряд.