Разработкой законопроекта занималась специально созданная при Администрации Президента рабочая группа. С учетом установок главы государства, данных 11 января на совещании по отдельным вопросам совершенствования законодательства об уголовной ответственности, рабочая группа провела системный анализ норм уголовного и уголовно-процессуального законов. По его результатам выработаны и реализованы в рамках законопроекта следующие подходы.
Пересмотрены санкции 97 составов преступлений. Из них 65 составов дополнены альтернативными более мягкими видами наказаний (24 состава сегодня содержат лишение свободы как единственно возможное наказание). Еще в 32 состава внесены корректировки, в том числе для устранения дисбаланса в санкциях.
Усиливается гуманистическая составляющая уголовного закона. Устанавливается, что впервые совершившим нетяжкие преступления женщинам и одиноким мужчинам, воспитывающим детей в возрасте до 14 лет, а также несовершеннолетним и инвалидам I группы лишение свободы не назначается. Исключение будут составлять случаи, когда лицо совершило преступление экстремистской направленности или связанное с применением насилия. Аналогичные правила предусмотрены в части заключения под стражу.
Переводятся в дела частно-публичного обвинения (возбуждаются по заявлению потерпевшего) преступления о нарушении правил дорожного движения, повлекшем причинение вреда близким родственникам или членам семьи виновного лица (ч.2 ст.317 УК). Данная мера призвана способствовать внутрисемейному урегулированию конфликта.
Законопроектом скорректированы нормы об ответственности за наркопреступления. Предусматриваются альтернативные более мягкие наказания в виде ареста на срок до трех месяцев за приобретение или хранение наркотиков (ч.1 ст.328 УК); ограничения свободы за разовые случаи их сбыта (ч.2 ст.328 УК). Одновременно сокращается нижний размер наказания за сбыт наркотиков в составе организованной группы с 10 до 8 лет лишения свободы (ч.4 ст. 328УК).
Дальнейшая работа над законопроектом будет осуществляться на площадке парламента.