Какие задачи будут решать педагоги Климовщины в новом учебном году

Перед началом нового учебного года журналист районной газеты встретился с начальником отдела по образованию райисполкома Петром Шашковым.

— Петр Леонидович, какие задачи будут решаться в новом учебном году?

— Все учреждения образования прошли сертификацию и сегодня готовы к приему детей. Хочу поблагодарить руководителей, членов педагогических коллективов, наших коллег и представителей родительской общественности, спонсоров, шефов, представителей исполнительной и законодательной власти за помощь и поддержку в этой работе.

В Климовичском районе 1 сентября за парты сядут 2481 учащийся, в том числе 210 первоклассников.

Указом Президента Республики Беларусь № 375 от 27 ноября 2023 г.  2024 год объявлен Годом качества. Министром образования Андреем Иванцом утвержден комплекс мероприятий по реализации республиканского плана мероприятий по проведению в 2024 году Года качества.

К основным задачам социально-экономического развития страны в среднесрочной перспективе и на период до 2030 года отнесено повышение качества образования, что обусловлено потребностью общества в образованных, нравственных, предприимчивых и компетентных личностях, способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, умеющих выбирать способы сотрудничества.

В 2024/2025 учебном году в системе образования района необходимо обеспечить достижения трех основных целей:

  1. Создание условий для совершенствования образовательного пространства, ориентированного на повышение качества образования учащихся, и обеспечение стабильных результатов учебной деятельности;
  2. Развитие творческой, социально-адаптивной, конкурентоспособной, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции. Совершенствование идеологического, гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся, усиление профилактики асоциальных проявлений;
  3. Создание комфортных и безопасных условий пребывания детей и персонала в учреждениях образования, в быту, обществе через взаимодействие с законными представителями и педагогическими коллективами, организациями и предприятиями района.

Все учреждения образования района укомплектованы квалифицированными педагогическими кадрами в полном объеме.

В 2024/2025 учебном году в учреждениях дошкольного, специального, общего среднего образования образовательный процесс будут осуществлять 506 педагогических работников, к работе приступили 11 молодых специалистов. Вместе с тем имеется потребность в педагогических кадрах по специальностям: математика, физика, информатика. Одна из форм гарантированного обеспечения кадрами — это заключение договоров на целевую форму подготовки кадров. Отдел по образованию Климовичского райисполкома в 2024 г. заключил 3 целевых договора с вузами и 2 — с ссузами. В дальнейшем учреждениям образования необходимо продолжить работу по заключению целевых договоров для обеспечения кадровой безопасности.

Развитие кадрового потенциала активно идет через повышение квалификации педагогов. В районе 79,4 процента педагогических работников имеют высшую и первую квалификационную категории, что выше показателя 2023 года на 4,2 процента.

Помимо очных курсов повышения квалификации активизировалась работа по вовлечению педагогических работников в дистанционные курсы на бюджетной и платной основе.

Одно из ключевых мест в системе образования занимает дошкольное образование. Оно было и остается в фокусе внимания.

Основная задача, стоящая перед нами, — доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 6 лет.

— Как на Климовщине организована система дошкольного образования?

— В системе дошкольного образования обеспечивается вариативность образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы семьи в его шаговой доступности.

В 2023/2024 учебном году учреждения дошкольного образования посещало 774 воспитанника. Их количество в учреждениях дошкольного образования ежегодно остается стабильным. Это связано с активным внедрением разных форм организации дошкольного образования, удовлетворением запросов на организацию подвоза детей из сельских населенных пунктов.

Наибольшим спросом пользуются адаптационные группы и материнские школы.

Обеспечен 100% охват детей пятилетнего возраста подготовкой к школе, что создает равные стартовые возможности для получения образования.

Система общего среднего образования является фундаментом для последующих уровней образования.

Одним из показателей, характеризующих деятельность сферы образования, являются результаты учебной деятельности. В районе достигнуты определенные результаты в повышении качества общего среднего образования.

В учреждениях образования района обучалось 2445 учащихся. По итогам учебного года 1420 (72,3%) учащихся 3 — 11 классов завершили обучение на высоком и достаточном уровнях. Из 238 учащихся, завершивших вторую ступень обучения и воспитания, 13 получили свидетельства с отличием. На третьей ступени общего среднего образования завершили обучение 111 учащихся, из них 15 награждены золотыми медалями.

Учащиеся учреждений образования принимают участие в предметных олимпиадах, исследовательских конкурсах, интеллектуальных играх, научных конференциях.

На третьем этапе республиканской олимпиады по учебным предметам учащимися учреждений образования завоевано шесть дипломов и поощрительный отзыв.  На заключительном этапе республиканской олимпиады — Диплом III степени по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература».

В республиканском конкурсе чтецов «Живая классика» двое учащихся удостоены Дипломов I степени на областном этапе.

Педагог Полошковской средней школы Снежана Шалыгина удостоена специальной премии Могилевского облисполкома в социальной сфере в номинации «Образование».

Продолжается реализация пяти республиканских инновационных проектов.

Реализуется районный Комплекс профориентационных мероприятий на учебный год, в соответствии с которым проводятся профориентационные мероприятия для учащихся, в том числе совместно с заинтересованными учреждениями и организациями, с учетом потребности организаций-заказчиков кадров Климовичского района в молодых специалистах, включенных в контрольные цифры приема.

На постоянной основе проводятся классные, школьные и районные мероприятия по популяризации профессий сельскохозяйственной отрасли: информационные и классные часы, конкурсы, викторины, тренинги профориентационной направленности, экскурсии на сельскохозяйственные предприятия и организации района и др.

Широко используются воспитательные возможности шестого школьного дня, в рамках которых учащиеся школ района посещают Климовичский аграрный колледж (согласно графику). Обучающиеся знакомятся со специальностями колледжа, условиями поступления, материально-техническим оснащением учебного заведения.

Активно используются дистанционные формы профориентационной работы: виртуальные экскурсии, конференции, Дни открытых дверей в режиме онлайн.

— Что вы можете рассказать об организации профильных классов?

— С 2019 года в школах района организована работа аграрных и педагогических классов, с 2021 года открыты военно-патриотический, с 2023 года — инженерный класс, организация работы которых имеет целью последующее поступление выпускников в учебные заведения соответствующего профиля.

В 2023/2024 учебном году в 3 сельских школах (ГУО «Роднянская СШ Климовичского района», ГУО «Полошковская СШ Климовичского района», ГУО «Лобжанская СШ Климовичского района») была организована работа 4 классов аграрной направленности для 19 учащихся;

функционировало 3 группы и 1 класс педагогической направленности на базе СШ № 1, СШ № 4 и Тимоновской СШ, в которых обучался 31 учащийся. Пять учащихся из числа выпускников педагогических классов продолжат образование в педагогических вузах;

в средней школе № 1 г. Климовичи функционировали 2 группы военно-патриотической направленности, в которых обучались 14 учащихся;

в районной гимназии функционировал инженерный класс для 16 учащихся.

Работа по расширению профильного образования, создания ресурсных центров с целью повышения качества знаний, результативности участия в республиканской олимпиаде по учебным предметам, исследовательской деятельности будет продолжена.

Следует поднять на новый уровень воспитательный потенциал. Кроме популяризации высокотехнологичных рабочих специальностей, требующих новых знаний, проведения экскурсий на предприятия, в профессиональные образовательные организации следует акцентировать внимание школьников на практико-ориентированные задания в каждом учебном предмете.

Необходимо создание программы ранней профессиональной ориентации школьников, повышать интерес к рабочим специальностям за счет активного вовлечения детей в шестой школьный день.

— Как в учреждениях образования Климовщины выстроена система воспитательной работы?

— В учреждениях образования района организована система воспитательной работы по всем направлениям деятельности с учетом нормативных правовых документов, регламентирующих организацию идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования.

Воспитать патриотов своей Родины, обогатить знания детей и подростков об истории родной страны, привить любовь к национальной культуре и традициям, обычаям — одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед педагогическим коллективом района. Поэтому в учреждениях образования реализуются различные проекты, акции, конкурсы и иные мероприятия гражданско-патриотической направленности: «Мая_Зямля_Прыдняпроўе», «Шагая в будущее, помним о прошлом», акции по созданию макетов сожженных деревень Могилевской области в годы Великой Отечественной войны и многие другие.

Наши учащиеся являются активными участниками мероприятий, направленных на популяризацию государственных символов, государственности и суверенитета Республики Беларусь.

— Как выполняются положения Декрета № 18 Главы государства?

— В истекшем учебном году системой образования района уделялось значительное внимание выполнению требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите в неблагополучных семьях».

В районе на протяжении ряда лет успешно решается вопрос устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в опекунские, приемные семьи. На 01.08.2024 в районном банке состоит:

26 опекунских семей, в которых воспитывается 35 детей (в 2023 г. — 22 семьи и 30 детей);

10 приемных семей, в которых воспитывается 29 детей (в 2023 г. —11 семей и 21 ребенок).

Усыновлено судом за 2023 — 2024 годы 2 детей.

В текущем году 100 несовершеннолетних из 48 семей признаны находящими в социально опасном положении, что на 48 несовершеннолетних из 22 семей больше по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Работа в данном направлении будет продолжена.

— Какие еще темы должны находиться под пристальным вниманием педагогов?

— В последние годы в обществе произошли социальные и информационные изменения, которые не всегда являются положительными.

Рост преступлений в среде несовершеннолетних, преступления в отношении детей со стороны взрослых, детская гибель и суициды — это темы, которые должны находиться в поле нашего зрения постоянно.

 — Ваши пожелания коллегам, детям, родителям.

— Первое сентября — праздник, близкий каждому. С него начинается трудная, но очень увлекательная дорога в мир знаний. Желаю педагогам и родителям успехов, мудрости и терпения. Пусть знания и навыки, полученные в новом учебном году вашими детьми, станут стартовой основой для нового поколения Климовщины. Пусть новый учебный год будет для всех интересным, плодотворным, принесет радость открытий и новые достижения!

— Спасибо за беседу.