В Галичской школе Климовичского района вновь прозвенел звонок…

Из разных уголков Беларуси и даже из России в Галичи Климовичского района приехали земляки, в разные годы окончившие Галичскую среднюю школу.

Жарким июльским днем гостей встречал полувековой парк, даря им свою живительную прохладу. Да, именно парк — к сожалению, здание школы закрыто с 2011 года. Последним директором была Алла Васильевна Мышковская. Она преподавала в школе с 1978 года.

Старая школа

Школа, в которой вначале учились мы, размещалась в разных зданиях. Отдельно — младшие классы. Еще в одном — средние классы. И эти здания были деревянными. До 1969 года начальная школа была четырехклассной, с 1969 по 1984 годы — трехклассной. В Галичской школе Климовичского района вновь прозвенел звонок...

При этом один учитель вел первый и третий классы (до 1969 года также 2 и 4 классы). В каждом классе — человек по двадцать, а то и больше. А писали мы чернилами и перьевой ручкой. И руку с ручкой нужно было держать так, чтобы не сильно прижать перо, иначе вместо одной тонкой линии получатся две жирные. На каждый класс у учителя приходилось чуть более двадцати минут. При этом нужно было научить первоклашек писать-читать, а у старших проверить домашнее задание, разобрать с ними новую тему.  Прекрасно справлялись с этим учителя начальных классов Лидия Гордеевна Василькова и Зинаида Михайловна Бернштейн.

Старшеклассники, начиная с 6 класса, учились в «каменной» школе —  бывшей панской постройке из красного кирпича. И все, кто помладше, не могли дождаться, когда же перейдут в эту «красную школу», ведь это была своего рода элита, признание взрослости.

В отдельных деревянных зданиях располагались интернат, где жили ученики из отдаленных деревень, и школьная столовая.

Выпускницей Галичской средней школы являлась и автор этих строк, Галина Цыганкова (Рыськова).

Новое здание

Как мы ждали ее, новую школу! И вот, наконец, осенью 1975 года мы переступили ее порог. Строилась школа при директоре Илье Трофимовиче Федотенко и по его инициативе. Он же и директорствовал в ней дальше.

В Галичской школе Климовичского района вновь прозвенел звонок...
Надежда Василекина, Илья Федотенко, Евдокия Полозкова, Аркадий Воронцов, Александра Бутько, Дмитрий Цыганков.

Старшеклассники принимали участие в благоустройстве территории: складывали в стопки битый кирпич, убирали мусор, подметали дворовую территорию.

«Летом я на практике работала подсобной рабочей на строительстве школы, — вспоминает выпускница 1976 года Наталья Макеенко. — Полоть клумбы и грядки мне не нравилось (смеется), а вот на стройке понравилось. Правда, поучиться в новой школе моему классу довелось всего лишь год».

И вот мы в новой школе. Просторный вестибюль с вешалками для одежды (мы любили быть дежурными по школе и сидеть в гардеробе, следить за чистотой и сохранностью одежды, ведь можно было целый день не учиться), длинные гулкие коридоры, большие окна, просторные светлые классы… А кабинетная система! Кабинеты математики, русского языка и литературы, беларускай мовы, физики, химии, биологии…

В новой школе старшеклассники сами убирали и мыли кабинет, за которым класс был закреплен (нашим, например, был кабинет физики, так как классным руководителем являлся учитель физики Григорий Николаевич Примак). Дежурили по два человека. Как правило, мальчик и девочка.

«Я сидела несколько лет за одной партой с Колькой Бобровым, с ним и дежурила, — с улыбкой рассказывает Наталья Макеенко. — И вот дежурим мы в очередной раз. А Коле так не хочется убирать! Пошел с ведром по воду в санузел и пропал. Я уже и стулья на столы поставила, и класс подмела… Наконец, слышу — шаги по коридору. «Ага, идет, — думаю. — Ну сейчас я ему!..» Стала у стены возле двери, руку с веником вверх подняла. Открывается дверь, показывается мужская голова. Я — бац! по ней веником! И остолбенела: в кабинет вошел… совершенно ошарашенный наш классный, Алексей Иванович Чепиков! (Молодой учитель русского языка и литературы). А за его спиной в класс с довольной физиономией и ведром воды прошмыгнул Колька.

Наш Коля Бобров был прирожденный артист и активный участник художественной самодеятельности. Чего только стоила их с Таней Козловой сценка-танец из «Свадьбы в Малиновке» — «Битте-дритте, фрау-мадам!» Это была фишка любого концерта — зал ложился от хохота!

Теплые слова мне бы хотелось сказать об учительнице немецкого языка Валентине Егоровне Ковалевой. Она умела найти подход к любому, даже самому хулиганистому ученику. Ее не просто уважали, а — любили.

Всю жизнь отработала в школе учителем белорусского языка и литературы Вера Петровна Маслакова, всеми уважаемый педагог».

Истории, истории

Школьные истории… Их во время встречи было рассказано столько, что все и не пересказать.

В сентябре старшеклассники учились первые неделю-две. Потом все шли «на картошку». И минимум до конца месяца копали ее на колхозных полях: собирали за копалкой либо за комбайном. Потом колхозный кассир выдавал нам заработанные нами рубли и копейки прямо в классе, по ведомости. Сколько гордости у нас было!

А вот воспоминания о поездке по Беларуси.

Илья Трофимович преподавал географию. Ветеран Великой Отечественной войны, прекрасный учитель и человек. Он был влюблен в свой предмет, водил учеников в походы. И однажды решил повезти старшеклассников на экскурсию по знаковым местам нашей страны. Договорился с председателем правления колхоза «Путь к коммунизму», и тот выделил школе… аж две машины. «Это были открытые бортовые машины! В кузова настелили побольше соломы и — поехали!  Представляете?! Не в автобусе, а — на бортовых, на соломе для «комфорта» мы проехали пол-Беларуси! — говорили земляки. — Сначала в Могилеве побывали в музее с экспозициями Первой мировой войны. Затем был музей Великой Отечественной войны в Минске. Пообедали в Логойске и поехали дальше —  в Хатынь, на Курган Славы.

Ну и смотрелись мы на фоне других! Вот стоят экскурсионные автобусы, красивые такие; выходят туристы, опрятные, чистенькие. И мы на своих грузовиках подъезжаем… С кузовов повыпрыгивали, солому с себя отрясаем, галстуки на ходу повязываем… Но все равно: это была незабываемая поездка с массой самых положительных впечатлений».

Школьные вечера, концерты… В 1975 году в школу пришли сразу пятеро молодых, только что после института, учителей: двое мужчин и три женщины. Они влили в школьную жизнь новую струю, оживили школьную самодеятельность. Какие замечательные юмористические сценки они ставили, в которых сами и участвовали! Ученики выступали в местном клубе, ездили с концертами в соседние деревни (обычно колхоз давал автобус — с одной открывающейся дверкой, как в фильме «Место встречи изменить нельзя).

Пели без аккомпанемента, пока из Недведи не пришел в девятый класс гармонист-самоучка, но виртуоз Сергей Ардашников — там школу сделали восьмилеткой, и ученики в 8—10 классы ходили в Галичи. (Он и на встречу приехал со своей гармошкой).

А несколькими годами раньше школьным аккомпаниатором был Михаил Бобров, который тоже классно играл на гармошке. С седьмого класса галичскому парню стала симпатизировать звонкоголосая певунья Надя Минченко из Федотовой Буды. Школьная дружба потом переросла в любовь и вылилась в счастливую семейную жизнь. Они, кстати, на этой встрече были одними из самых старших выпускников.

Встреча

«Вначале была подана идея встретиться только нашим классом, — говорит выпускник школы 1976 года Александр Крутиков. — Но потом обсудили с одноклассниками и решили, что пригласить нужно всех желающих. Кинули клич, и вот собралось более девяноста человек. Очень рады, что приехал и наш учитель Михаил Александрович Ахрамович, который несколько лет был классным руководителем в нашем классе».

…Школьный парк. Его посадили ученики и учителя весной 1976 года. Всё березы, да несколько рядов елей. Каждый класс посадил по несколько рядов деревьев.

Здесь, в парке, и проходили основные события нашей встречи. А началась она со школьного звонка: настоящий школьный колокольчик, звеня им, пронес по кругу Василий Бобров.

И — воспоминания.

«А помнишь, как мы у тебя списывали?» — говорят одноклассники Людмиле Цыганковой.

Людмила из учительской семьи. Мать, Галина Федоровна, преподавала русский язык и литературу, отец, Дмитрий Савельевич, — математику и труды. Люда была отличницей, математику щелкала на раз (учителем математики и стала). Жила недалеко, поэтому в школу приходила минут за десять до звонка. Вроде, списать другим было некогда, но… Имелась хитрость.

Порой Люда по просьбе одноклассников утром клала тетрадь по математике под лавочку у дома. Кто-нибудь из учеников сбегает за тетрадкой, и до урока все, кому надо, успевают переписать. А если ошибка? Ну, тогда уж и у других такая же!

В 1960—1970 годы Галичская школа была многолюдной. Были классы-параллели, по тридцать и более учеников. Из отдаленных деревень ученики ходили за семь и более километров. И никакой подвозки не было — разве что кто из односельчан подвезет на тракторной телеге или в кузове автомашины, если едет на работу. А так — пешочком, или на велосипедах, кто постарше. Жили в интернате, на квартирах. Так добывались знания.

…Весело проходила встреча. Пчеловод Александр Артюхов угостил всех сотовым медком. Красиво украшенная фотозона, песни, музыка, танцы… Даже расставаться не хотелось.

Особая благодарность от всех организаторам — Александру Крутикову и Николаю Ефременко, которые приложили максимум усилий, чтобы мероприятие состоялось и получилось запоминающимся; также слова благодарности Александру Мышковскому, Николаю Полозкову, Василию Боброву. Все они проделали большую работу, чтобы праздник получился таким хорошим.

В Галичской школе Климовичского района вновь прозвенел звонок...В Галичской школе Климовичского района вновь прозвенел звонок...В Галичской школе Климовичского района вновь прозвенел звонок...В Галичской школе Климовичского района вновь прозвенел звонок...В Галичской школе Климовичского района вновь прозвенел звонок...В Галичской школе Климовичского района вновь прозвенел звонок...В Галичской школе Климовичского района вновь прозвенел звонок...В Галичской школе Климовичского района вновь прозвенел звонок...В Галичской школе Климовичского района вновь прозвенел звонок...В Галичской школе Климовичского района вновь прозвенел звонок...