Из разных уголков Беларуси и даже из России в Галичи Климовичского района приехали земляки, в разные годы окончившие Галичскую среднюю школу.
Жарким июльским днем гостей встречал полувековой парк, даря им свою живительную прохладу. Да, именно парк — к сожалению, здание школы закрыто с 2011 года. Последним директором была Алла Васильевна Мышковская. Она преподавала в школе с 1978 года.
Старая школа
Школа, в которой вначале учились мы, размещалась в разных зданиях. Отдельно — младшие классы. Еще в одном — средние классы. И эти здания были деревянными. До 1969 года начальная школа была четырехклассной, с 1969 по 1984 годы — трехклассной.
При этом один учитель вел первый и третий классы (до 1969 года также 2 и 4 классы). В каждом классе — человек по двадцать, а то и больше. А писали мы чернилами и перьевой ручкой. И руку с ручкой нужно было держать так, чтобы не сильно прижать перо, иначе вместо одной тонкой линии получатся две жирные. На каждый класс у учителя приходилось чуть более двадцати минут. При этом нужно было научить первоклашек писать-читать, а у старших проверить домашнее задание, разобрать с ними новую тему. Прекрасно справлялись с этим учителя начальных классов Лидия Гордеевна Василькова и Зинаида Михайловна Бернштейн.
Старшеклассники, начиная с 6 класса, учились в «каменной» школе — бывшей панской постройке из красного кирпича. И все, кто помладше, не могли дождаться, когда же перейдут в эту «красную школу», ведь это была своего рода элита, признание взрослости.
В отдельных деревянных зданиях располагались интернат, где жили ученики из отдаленных деревень, и школьная столовая.
Выпускницей Галичской средней школы являлась и автор этих строк, Галина Цыганкова (Рыськова).
Новое здание
Как мы ждали ее, новую школу! И вот, наконец, осенью 1975 года мы переступили ее порог. Строилась школа при директоре Илье Трофимовиче Федотенко и по его инициативе. Он же и директорствовал в ней дальше.
Старшеклассники принимали участие в благоустройстве территории: складывали в стопки битый кирпич, убирали мусор, подметали дворовую территорию.
«Летом я на практике работала подсобной рабочей на строительстве школы, — вспоминает выпускница 1976 года Наталья Макеенко. — Полоть клумбы и грядки мне не нравилось (смеется), а вот на стройке понравилось. Правда, поучиться в новой школе моему классу довелось всего лишь год».
И вот мы в новой школе. Просторный вестибюль с вешалками для одежды (мы любили быть дежурными по школе и сидеть в гардеробе, следить за чистотой и сохранностью одежды, ведь можно было целый день не учиться), длинные гулкие коридоры, большие окна, просторные светлые классы… А кабинетная система! Кабинеты математики, русского языка и литературы, беларускай мовы, физики, химии, биологии…
В новой школе старшеклассники сами убирали и мыли кабинет, за которым класс был закреплен (нашим, например, был кабинет физики, так как классным руководителем являлся учитель физики Григорий Николаевич Примак). Дежурили по два человека. Как правило, мальчик и девочка.
«Я сидела несколько лет за одной партой с Колькой Бобровым, с ним и дежурила, — с улыбкой рассказывает Наталья Макеенко. — И вот дежурим мы в очередной раз. А Коле так не хочется убирать! Пошел с ведром по воду в санузел и пропал. Я уже и стулья на столы поставила, и класс подмела… Наконец, слышу — шаги по коридору. «Ага, идет, — думаю. — Ну сейчас я ему!..» Стала у стены возле двери, руку с веником вверх подняла. Открывается дверь, показывается мужская голова. Я — бац! по ней веником! И остолбенела: в кабинет вошел… совершенно ошарашенный наш классный, Алексей Иванович Чепиков! (Молодой учитель русского языка и литературы). А за его спиной в класс с довольной физиономией и ведром воды прошмыгнул Колька.
Наш Коля Бобров был прирожденный артист и активный участник художественной самодеятельности. Чего только стоила их с Таней Козловой сценка-танец из «Свадьбы в Малиновке» — «Битте-дритте, фрау-мадам!» Это была фишка любого концерта — зал ложился от хохота!
Теплые слова мне бы хотелось сказать об учительнице немецкого языка Валентине Егоровне Ковалевой. Она умела найти подход к любому, даже самому хулиганистому ученику. Ее не просто уважали, а — любили.
Всю жизнь отработала в школе учителем белорусского языка и литературы Вера Петровна Маслакова, всеми уважаемый педагог».
Истории, истории
Школьные истории… Их во время встречи было рассказано столько, что все и не пересказать.
В сентябре старшеклассники учились первые неделю-две. Потом все шли «на картошку». И минимум до конца месяца копали ее на колхозных полях: собирали за копалкой либо за комбайном. Потом колхозный кассир выдавал нам заработанные нами рубли и копейки прямо в классе, по ведомости. Сколько гордости у нас было!
А вот воспоминания о поездке по Беларуси.
Илья Трофимович преподавал географию. Ветеран Великой Отечественной войны, прекрасный учитель и человек. Он был влюблен в свой предмет, водил учеников в походы. И однажды решил повезти старшеклассников на экскурсию по знаковым местам нашей страны. Договорился с председателем правления колхоза «Путь к коммунизму», и тот выделил школе… аж две машины. «Это были открытые бортовые машины! В кузова настелили побольше соломы и — поехали! Представляете?! Не в автобусе, а — на бортовых, на соломе для «комфорта» мы проехали пол-Беларуси! — говорили земляки. — Сначала в Могилеве побывали в музее с экспозициями Первой мировой войны. Затем был музей Великой Отечественной войны в Минске. Пообедали в Логойске и поехали дальше — в Хатынь, на Курган Славы.
Ну и смотрелись мы на фоне других! Вот стоят экскурсионные автобусы, красивые такие; выходят туристы, опрятные, чистенькие. И мы на своих грузовиках подъезжаем… С кузовов повыпрыгивали, солому с себя отрясаем, галстуки на ходу повязываем… Но все равно: это была незабываемая поездка с массой самых положительных впечатлений».
Школьные вечера, концерты… В 1975 году в школу пришли сразу пятеро молодых, только что после института, учителей: двое мужчин и три женщины. Они влили в школьную жизнь новую струю, оживили школьную самодеятельность. Какие замечательные юмористические сценки они ставили, в которых сами и участвовали! Ученики выступали в местном клубе, ездили с концертами в соседние деревни (обычно колхоз давал автобус — с одной открывающейся дверкой, как в фильме «Место встречи изменить нельзя).
Пели без аккомпанемента, пока из Недведи не пришел в девятый класс гармонист-самоучка, но виртуоз Сергей Ардашников — там школу сделали восьмилеткой, и ученики в 8—10 классы ходили в Галичи. (Он и на встречу приехал со своей гармошкой).
А несколькими годами раньше школьным аккомпаниатором был Михаил Бобров, который тоже классно играл на гармошке. С седьмого класса галичскому парню стала симпатизировать звонкоголосая певунья Надя Минченко из Федотовой Буды. Школьная дружба потом переросла в любовь и вылилась в счастливую семейную жизнь. Они, кстати, на этой встрече были одними из самых старших выпускников.
Встреча
«Вначале была подана идея встретиться только нашим классом, — говорит выпускник школы 1976 года Александр Крутиков. — Но потом обсудили с одноклассниками и решили, что пригласить нужно всех желающих. Кинули клич, и вот собралось более девяноста человек. Очень рады, что приехал и наш учитель Михаил Александрович Ахрамович, который несколько лет был классным руководителем в нашем классе».
…Школьный парк. Его посадили ученики и учителя весной 1976 года. Всё березы, да несколько рядов елей. Каждый класс посадил по несколько рядов деревьев.
Здесь, в парке, и проходили основные события нашей встречи. А началась она со школьного звонка: настоящий школьный колокольчик, звеня им, пронес по кругу Василий Бобров.
И — воспоминания.
«А помнишь, как мы у тебя списывали?» — говорят одноклассники Людмиле Цыганковой.
Людмила из учительской семьи. Мать, Галина Федоровна, преподавала русский язык и литературу, отец, Дмитрий Савельевич, — математику и труды. Люда была отличницей, математику щелкала на раз (учителем математики и стала). Жила недалеко, поэтому в школу приходила минут за десять до звонка. Вроде, списать другим было некогда, но… Имелась хитрость.
Порой Люда по просьбе одноклассников утром клала тетрадь по математике под лавочку у дома. Кто-нибудь из учеников сбегает за тетрадкой, и до урока все, кому надо, успевают переписать. А если ошибка? Ну, тогда уж и у других такая же!
В 1960—1970 годы Галичская школа была многолюдной. Были классы-параллели, по тридцать и более учеников. Из отдаленных деревень ученики ходили за семь и более километров. И никакой подвозки не было — разве что кто из односельчан подвезет на тракторной телеге или в кузове автомашины, если едет на работу. А так — пешочком, или на велосипедах, кто постарше. Жили в интернате, на квартирах. Так добывались знания.
…Весело проходила встреча. Пчеловод Александр Артюхов угостил всех сотовым медком. Красиво украшенная фотозона, песни, музыка, танцы… Даже расставаться не хотелось.
Особая благодарность от всех организаторам — Александру Крутикову и Николаю Ефременко, которые приложили максимум усилий, чтобы мероприятие состоялось и получилось запоминающимся; также слова благодарности Александру Мышковскому, Николаю Полозкову, Василию Боброву. Все они проделали большую работу, чтобы праздник получился таким хорошим.