У Марии Семеновны Крыжевич почтенный возраст — 23 января она отметила 95-летие. Более сорока лет она проработала в почтовой связи. При этом трудилась отлично.
Юбиляра в день рождения поздравили начальник Климовичского участка почтовой связи Кричевского регионального узла почтовой связи Могилевского филиала РУП «Белпочта» Дина Кузьменкова и председатель профкома Мария Соловцова. Они пожелали ветерану труда здоровья и активного долголетия.
Она помнит войну
Когда началась война, Маша была двенадцатилетним подростком. И эти трагические события отложились в памяти девчонки на всю жизнь.
В семье было пятеро детей, Маша старшая. Отец работал на железной дороге. У железнодорожников была бронь, так что на фронт в первые дни войны его не забрали.
— Когда немецкие войска приблизились к Климовичам, отец был в Унече, — вспоминает Мария Семеновна. — Мама запрягла коня, погрузила нехитрые пожитки на телегу, на нее же усадила всех детей, и мы поехали в Унечу на поиски отца. Правда, до Унечи не добрались, а только до Белынковичей Костюковичского района.
Пошел дождь. Мы остановились под деревьями. Подошла какая-то женщина: «Вы кто такие?» — «Беженцы». — «Идите ко мне».
У нее самой было двое детей, тем не менее, она отпустила маму одну на поиски отца. Односельчане ей говорили: «Ну ты и рисковая! А что если эта женщина не вернется? Что будешь делать?»
— «Буду годовать!», — ответила та. Вот каким человеком она была!
Мама с отцом вернулись через несколько дней. Отец — опять же, на телеге — повез нас всех на разъезд, где он работал.
Туда вскоре пришли и немцы. В общем, вся семья вернулась назад в Климовичи.
До победы отец не дожил. Его очень сильно избили фашисты, так как он отказался идти служить в полицию. От перенесенных побоев отец так и не оправился.
На трудовом фронте
Так как Мария была старшей в семье, после войны учиться ей не пришлось: нужно было помогать маме поднимать младших детей.
— Четыре класса, что успела окончить до войны, — вот и всё моё образование, — вздыхает женщина. — Пошла работать на мелгору — катать «галки» из мела для силикатного завода. Работала и в заготзерне. Но больше сорока лет — на почте.
Она перепробовала все: носила почту, возила посылки к поезду, была оператором, подменяла начальника отделения… Но на любом участке работы трудилась добросовестно, ответственно, все схватывала на лету.
— У меня никогда не было недостачи, — говорит пожилая женщина. — Все всегда сходилось до копеечки. Так что меня уважали. И с моими четырьмя классами доверяли мне ответственную работу, в том числе и с финансами.
Мария Семеновна, несмотря на возраст, полна энтузиазма и оптимизма. Сыплет шутками-прибаутками, острая на словцо. Говорит, что читает без очков и не уважает лекарства.
Родилась и живет Мария Семеновна на одной и той же улице — Рябчевского (раньше она называлась Ленинской). Жизнь ее не была сплошь усеяна радостью Она похоронила мужа, сына и дочь. Сейчас за матерью присматривает сын Сергей.
— Он у меня и кухарка, и уборщица, — говорит мать. — Есть приготовит, на стол накроет, в доме уберется, печь протопит. Он и огород посадит, и прополет… Это моя надежная опора.
…Уезжая, гости обещали непременно приехать поздравить Марию Семеновну еще через пять лет, со столетним юбилеем.