Прокуроры, эксперты, историки, архивисты ежедневно устанавливают новые факты преступлений нацистов и их пособников. Об этом сообщил генеральный прокурор Андрей Швед на международном форуме «Нюрнбергский процесс и современное международное право», который проходит в Минске с 21 по 24 ноября под эгидой Федерации профсоюзов Беларуси, передает корреспондент БЕЛТА.
«Сегодня как никогда важно говорить правду, как никогда важно эту правду закладывать в умы и сердца наших детей. Они — будущее, нас не станет, а они дальше будут носителями исторической правды, на их плечах будет обязанность сохранить нашу страну, обеспечить мир и спокойствие. Мы неслучайно по согласованию с Президентом нашей страны Александром Лукашенко приняли решение о возбуждении уголовного дела о геноциде белорусского народа. К этому нас подвигли события 2020 года, когда в нашей стране была попытка государственного переворота. Это бесспорный факт, не нужно на этой теме спекулировать. Беларусь — единственная страна в мире, которая смогла противостоять технологии цветной революции. Мы отстояли свою страну, отстояли свое право на суверенитет и сейчас делаем выводы, чтобы подобных вещей у нас не происходило. А один из выводов оказался, мягко говоря, не очень приятным: мы потеряли два поколения в идеологическом плане, в плане того, что на их воспитание, культуру, миропонимание огромное влияние оказала западная демократия, западные технологии, ставившие перед собой цель разрушить в том числе наше государство. Идейной платформой многих цветных технологий стали как раз идеи нацизма, фашизма, которые не умерли, а сейчас обрели второе дыхание на Западе, в США, Канаде, других государствах и стали идейной платформой, которая лежит в основе многих действий, решений, направленных против многих государств», — рассказал Андрей Швед.
Он напомнил, что расследование уголовного дела ведется уже около двух лет — с апреля 2021 года. «Прокуроры, эксперты, историки, архивисты ежедневно устанавливают новые факты преступлений нацистов и их пособников. Это, по сути, общегосударственный проект: не только правоохранительные органы, специалисты, но и общественность, органы исполнительной власти, практически все структуры нашего государства задействованы в этом процессе. Эта работа особенно актуальна в свете сегодняшней обстановки, когда в некоторых странах нацизм стал идейной платформой. Мы констатируем и с полной уверенностью утверждаем, что Беларусь в годы Великой Отечественной войны подверглась всем формам геноцида, предусмотренным Конвенцией ООН о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него. Планы осуществления геноцида советского народа в целом и белорусского народа в том числе были разработаны еще до войны. Мы проводим не только процессуально-следственные действия, но и огромную работу с архивными документами, работаем с живыми свидетелями, проводим осмотры мест происшествий. С учетом того, что нам открыты архивы России, мы с российскими коллегами работаем практически каждый день, видим миллионы ранее неизвестных документов, в основном на немецком языке (мы с ними работаем, переводим). Рассекречены все уголовные дела, которые были у нас в Беларуси, — более 40 тыс. уголовных дел в отношении нацистских преступников. То есть ведется огромный массив работ, в том числе с ранее неизвестной информацией. Мы для себя составляем полную, объективную, беспристрастную картину событий, предшествовавших оккупации и имевших место во время Великой Отечественной войны и в послевоенный период», — отметил генпрокурор.
По его словам, Генеральная прокуратура предпринимает усилия не только для того, чтобы подтвердить, задокументировать все преступления. «Мы также принимаем необходимые меры по сохранению исторической памяти. Благодаря поддержке нашего Президента, в том числе с участием должностных лиц Генеральной прокуратуры, большая работа ведется по изменению учебного процесса в средних школах. Это крайне важно, чтобы нашим детям и внукам заложить эту правду. В каждом месте, где уничтожались люди, мы принимаем меры, чтобы отдать дань памяти замученным, создать условия, чтобы туда могли приходить все неравнодушные люди, поклониться, чтобы они могли знать о каждом таком месте, что там произошло, кто и какие конкретно совершил там преступления. Материалы Нюрнбергского процесса — составная часть предварительного расследования, которое мы ведем, мы сопоставляем сведения из материалов этого процесса. Я напомню, что тогда, в 1944-1945 годах, велась очень большая работа советской стороной по документированию преступлений, в том числе на территории БССР. Для нас это бесценные сведения, они содержатся во многих архивах, в том числе Министерства иностранных дел России, которое нам передает эти документы. Мы склоняем голову перед теми прокурорами, должностными лицами советской стороны, перед теми неизвестными, в том числе офицерами, сотрудниками специальных служб, которые в короткий период времени в те суровые послевоенные годы провели огромнейшую работу, чтобы передать в Нюрнберг эти важные, бесценные материалы, которые легли потом в решение Нюрнбергского трибунала», — подчеркнул Андрей Швед.