В Белгидромете рассказали, как изменение климата влияет на экономику Беларуси

В XXI веке проблема изменения климата является одной из актуальных в мировой экономике и международной повестке. Климат всегда менялся под воздействием естественных причин, но современные изменения носят уже антропогенный характер. Кроме сельского хозяйства, изменения также влияют на строительную, энергетическую и транспортную отрасли. О мерах по адаптации этих сфер к изменению климата и бонусах, которые можно получить от этого явления, рассказала первый заместитель начальника Республиканского центра по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды Минприроды Светлана Кузьмич.

«Со времен промышленной революции от деятельности человечества выбрасываются в атмосферу парниковые газы, тем самым меняя климатический баланс планеты. Сейчас глобальное изменение климата — это реальность и общемировая проблема», — заявила Светлана Кузьмич.

По ее словам, основой климатического мониторинга, а также основой для изучения климата и его изменений служат многолетние метеорологические наблюдения. «Изменения климата диктуют условия для его мониторинга, а также точных и устойчивых наблюдений. Отмечу, что на данный момент решение проблемы глобального изменения климата является одним из ключевых условий обеспечения устойчивого развития, преодоления бедности и достижения социально-экономического благополучия всех стран мира», — сказала специалист.

Изменение климата в Беларуси

Как заверила Светлана Кузьмич, процесс изменения климата на территории Беларуси является частью общемировых тенденций. «На территории нашей страны за всю историю инструментальных метеорологических наблюдений начиная с 1881 года периоды потепления чередовались с периодами похолодания. Так, современное изменение климата у нас проявляется наиболее ярко с 1989 года — тогда у нас стало теплее на 1,3 градуса. Рост температуры воздуха отмечается во все сезоны, но стоит отметить, что в разные годы наблюдаются и отрицательные отклонения температуры воздуха, которая затем нивелируется значительными положительными аномалиями», — подчеркнула замначальника Белгидромета.

Она добавила, что изменение климата оказало и будет продолжать оказывать сильное воздействие на природные экосистемы и человеческое общество.

«Последнее десятилетие (2013-2022 годы) со средней температурой воздуха плюс 8 градусов стало самым теплым начиная с 1881 года. Кроме того, 2019 год со среднегодовой температурой плюс 8,8 градуса и 2020 год с плюс 9,1 градуса стали самыми теплыми за более чем вековую историю наблюдений. Так, средняя температура воздуха за 2022 год составила плюс 7,7 градуса, в связи с чем прошедший год занял 10-е место в ранжированном ряду наблюдений от самого теплого к самому холодному за последние более чем 140 лет», — констатировала Светлана Кузьмич.

Так, в годовом разрезе температурный фон характеризуется значениями выше нормы в половине месяцев, за исключением апреля, мая, ноября и декабря, средняя температура которых равна норме. При этом август и сентябрь — значительно ниже нормы.

«За период 1945-2022 годов средняя сумма осадков находилась в пределах нормы. И несмотря на отсутствие значимых отклонений в характере выпадения осадков, в среднем за период изменения климата отмечается существенная изменчивость от года к году, а также значительно изменяется внутригодовое распределение осадков. За 1989-2022 годы в феврале — марте и мае — ноябре суммы осадков соответствуют норме, а в остальные месяцы они выше климатической нормы», — отметила специалист.

Опасные явления

По словам замначальника Белгидромета, в Беларуси ежегодно в среднем регистрируется от 10 до 20 опасных метеорологических явлений.

«Опасные метеорологические явления по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут причинить вред здоровью граждан, а также сельскохозяйственным животным, растениям, имуществу, объектам экономики и окружающей среде. Большинство опасных явлений на территории Беларуси носит локальный характер. Однако такие явления, как заморозки, сильный ветер, сильные дожди, сильные снегопады, чрезвычайная пожарная опасность, в отдельные годы охватывают значительную часть территории страны. Примерно половина всех случаев опасных явлений (55%) приходится на опасные осадки — сильные дожди, ливни, снегопады», — рассказала Светлана Кузьмич.

Так, опасный ветер и выпадение опасного града составляют 19% и 13% соответственно. Крайне редко в последнее время отмечаются опасные метели, мороз и туман.

«Начиная с 1989 года участились случаи повышения максимальной температуры воздуха в летний период до критериев опасного явления — плюс 35 градусов и выше. За этот период жара как опасное явление отмечена в 42% лет. Пожароопасность (5-й класс горимости) отмечается почти в 40% лет. Климатические изменения ощутимо влияют на социально-экономическое развитие, продовольственную, энергетическую безопасность, урожайность сельскохозяйственных культур», — добавила специалист.

Результаты исследований

С целью изучения влияния изменения климата на отрасли экономики Белгидромет в рамках программы Союзного государства на 2017-2021 годы выполнил задание по разработке рекомендаций по адаптации к изменениям климата для сопредельных территорий Беларуси и европейской территории Российской Федерации. В процессе выполнения работы в качестве сопредельных территорий с Российской Федерацией рассматривалась Витебская, Могилевская и Гомельская области. Негативное влияние изменения климата и опасных явлений погоды практически в равной степени отмечается на территории всех трех областей. При этом среди отраслей экономики изучили строительство, энергетику, транспорт и сельское хозяйство.

«Изменение климата в той или иной степени сказывается на различных компонентах природной среды, вызывая, в частности, изменения экстремальных значений, характеристик и состояния атмосферы. Поэтому важной задачей является изучение влияния опасных гидрометеорологических явлений на отрасли экономики. Так, за период с 1981 по 2010 год на анализируемой территории было отмечено 438 опасных явлений. В среднем в год на территории каждой из областей отмечается от 4 до 6 опасных явлений. От года к году данное значение изменяется в широких пределах. Так, максимальное значение опасных явлений было отмечено в 1998 году — 27 явлений, а минимальное в 2002 году — 4», — поделилась данными Светлана Кузьмич.

Она отметила, что наибольшая повторяемость опасных явлений характерна для Гомельской области, наименьшая — для Могилевской. Среди наиболее частых явлений она выделила очень сильный дождь, очень сильный ливень, очень сильный ветер, шквал, а также повышение температуры воздуха до опасных значений. Из всех отмеченных явлений 65% нанесли ущерб различным отраслям экономики и 2% причинили вред здоровью населения.

Строительная отрасль

«Из всех зарегистрированных случаев опасных явлений 19% нанесли ущерб строительной отрасли. Так, наиболее часто случаи ущерба отмечаются при очень сильном ветре, когда его скорость достигает более 25 м/с. На такие случаи приходится 78% от всех зарегистрированных опасных явлений, а на крупный град — 10%. В результате выпадения града диаметром 2 мм и более наблюдается повреждение крыш в строении частного сектора и хозяйственных построек. Кроме того, 7% ущерба от опасных явлений в отрасли приходится на такое редкое явление, как смерч, который приводит к потерям вплоть до полного разрушения зданий и сооружений», — заявила Светлана Кузьмич.

Изменение температуры воздуха во времени также оказывает существенное влияние на отрасль, в частности на состояние ограждающих конструкций. Материалы, из которых они строятся, разрушаются под переменным воздействием тепла и холода. Разрушение происходит интенсивнее при быстрой смене температур — перепадах, особенно часто внутри суточных переходов через ноль градусов.

«Учет рисков, которые возникают в связи с изменением климата, необходим при принятии мер по адаптации строительной отрасли к этим изменениям. Для снижения материальных затрат при строительстве необходимо унифицировать нормативные документы по проведению строительных работ на открытом воздухе. Нужно учитывать необходимые климатические условия для работы человека, машин и оборудования», — считает специалист.

По ее словам, для снижения рисков от опасных явлений, следует развивать систему страхования зданий и сооружений от возможных рисков, связанных с опасными явлениями. Так, необходимо развитие методологии оценки долговечности ограждающих конструкций. При этом испытания материалов должны адекватно моделировать ситуацию и эксплуатационное воздействие, которое возможно при прогнозируемых изменениях климата.

«Вероятное увеличение максимальных температур воздуха летом говорит о том, что нужно уделить большое внимание системам кондиционирования. Увеличение экстремальных зимних температур приведет к перегреву здания, что требует разработки мер по улучшению энергоэффективности ограждающих конструкций», — заявила специалист.

Энергетическая отрасль

Как утверждает замначальника Белгидромета, из всех зарегистрированных случаев опасных явлений 24% нанесли ущерб энергетической отрасли. Из них наибольший ущерб (59%) приходится на очень сильный ветер, в том числе шквал, 15% — на очень сильный дождь и очень сильный ливень. Также значительный ущерб наносит сильное налипание мокрого снега (8%) и очень сильный снег (7%).

«Современное изменение климата проявляется в росте температур воздуха, сопровождается сокращением продолжительности периода с температурой воздуха 0 градусов и ниже. Данная тенденция будет отмечаться до конца столетия. Так, сокращение отопительного периода приведет к изменению структуры энергопотребления — уменьшатся затраты энергоресурсов на отопление помещений. В то же время изменения, отмечающиеся в теплое время, являются более негативными. Увеличение числа суток с температурой плюс 25 градусов и более будет негативно сказываться на передаче энергии, так как с повышением температуры воздуха передаваемая мощность по линиям электропередач снижается, растут потери электроэнергии», — подчеркнула специалист.

Также она рассказала о рекомендациях Белгидромета по адаптации энергетической отрасли к изменениям климата.

«Планирование режима работы электростанции и объем производимой электроэнергии должны опираться на вероятный рост максимальных температур воздуха, числа дней с высокими температурами и ростом температуры холодного периода года. Кроме того, необходима модернизация ЛЭП», — считает Светлана Кузьмич.

Транспортная отрасль

Из всех случаев опасных явлений, отмеченных на территории анализируемых областей, 8% оказывают негативное влияние на транспортную отрасль. Среди них повреждение дорожного покрытия, разрушение мостов, затруднение движения железнодорожного, автомобильного транспорта и другое.

«Наибольший ущерб для транспортной отрасли отмечается при выпадении очень сильных дождей и очень сильных ливней (46% случаев). На усиление скорости ветра до 25 м/с и выше приходится 28% опасных явлений. Падения деревьев на транспортные магистрали приводят к задержкам в движении железнодорожных составов и автомобильного транспорта», — добавила специалист.

По ее словам, низкие температуры воздуха также отрицательно сказываются на состоянии дорожного покрытия, вплоть до его разрыва. Кроме того, под влиянием низких температур воздуха происходит и укорачивание рельсов, нарушение изоляции стыков. Однако, согласно расчетным оценкам, уже к 2030-2039 годам понижение минимальных температур воздуха до значений минус 35 градусов и ниже не ожидается.

«Рост температуры воздуха в теплый период года приводит к увеличению количества дней с экстремально высокими температурами воздуха, что негативно сказывается на качестве дорожного покрытия. В условиях высоких температур воздуха оно деформируется, размягчается и, как следствие, ухудшаются его эксплуатационные качества, увеличивается риск возникновения аварийных ситуаций. Высокие температуры воздуха также негативно влияют на функционирование железнодорожного транспорта — происходит перегрев и деформация рельсов. Под влиянием высокой температуры рельсы удлиняются, возможен износ стыков, образование слепых зазоров, что негативно сказывается на безопасности движения», — пояснила специалист.

Как рассказала Светлана Кузьмич, в будущем ожидается увеличение количества дней с максимальной температурой воздуха равной и выше плюс 25 градусов. Ожидаемое увеличение количества осадков за период с декабря по январь и увеличение их суточных максимумов снизит уровень безопасности дорожного движения. Из-за увеличения повторяемости снегопадов ливневых осадков и случаев выпадения мокрого снега увеличатся эксплуатационные расходы на содержание автомобильных дорог.

«Белгидромет разработал рекомендации по адаптации транспортной отрасли к изменениям климата. В связи с ними на стадии проектирования и выбора месторасположения автомобильных и железнодорожных дорог, а также типа дорожного покрытия и месторасположения трубопровода необходимо учитывать изменения климата и тенденции, которые отмечаются последние 30 лет», — заявила замначальника Белгидромета.

Также она добавила, что рост температур в теплое время года и вероятное дальнейшее уменьшение осадков летом может привести к снижению водности рек и затруднению передвижения личных судов, что потребует разработки и принятия мер по адаптации речного судоходства к изменениям климата