Статьей 3 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон) заявителям предоставлено право на обращение в организации путем подачи письменных, электронных или устных обращений, а также к индивидуальным предпринимателям путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений.
При устном обращении следует учитывать, что, если для решения вопроса, изложенного в устном обращении и относящегося к компетенции организации, в которой проводится личный прием, требуются дополнительное изучение и проверка, обращение излагается заявителем в письменной форме и подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Законом для письменных обращений (часть 2 пункта 4 статьи 10 Закона).
Для более детального понимания вышеназванной статьи предлагаем ознакомиться с выдержкой из постатейного комментария к Закону Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» Н.А. Савановича, заместителя начальника управления конституционного и международного права, начальника отдела конституционного права Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, кандидата юридических наук:
«В ходе личного приема можно решить в основном мелкие, незначительные проблемы, получить разъяснение по относительно простому вопросу. Большинство же вопросов требует всестороннего анализа и изучения, уточнения представленной заявителем информации, иногда выезда на место и т. д. и не может быть решено непосредственно в ходе личного приема. В этой связи в Законе закреплено, что, если для решения вопроса, изложенного в устном обращении и относящегося к компетенции организации, в которой проводится личный прием, требуются дополнительное изучение и проверка, обращение излагается заявителем в письменной форме и подлежит рассмотрению в порядке, установленном Законом для письменных обращений.
Изложение вопроса в письменном виде имеет то преимущество, что заявитель самостоятельно излагает аргументы, обосновывает свою позицию. Поэтому по серьезным вопросам, требующим проработки, целесообразно приходить на личный прием с уже подготовленным письменным обращением, поскольку, нередко пытаясь в спешке в письменном виде изложить суть своего обращения, можно упустить какие-нибудь важные детали или факты.
В настоящее время в отдельных организациях складывается практика направления на устные обращения письменных ответов. Например, руководитель в ходе устного приема дает поручения соответствующим органам (службам) без наличия письменного заявления обратившегося с вопросом и по результатам рассмотрения дается письменный ответ заявителю.
Представляется, что направление письменного ответа на устное обращение не противоречит положениям Закона. В данном случае государственный орган или иная организация принимают на себя дополнительные обременения, связанные с рассмотрением обращения. Однако подобная практика должна применяться в качестве исключения в зависимости от того, насколько лицу, проводящему прием, ясна поднимаемая проблема, аргументация заявителя и другие обстоятельства, связанные с рассмотрением обращения. Как уже отмечалось, изложение вопроса в письменном виде имеет существенные преимущества. В этой связи основной формой работы с устными обращениями, которые не рассмотрены в ходе личного приема по существу, должно быть изложение такого обращения заявителем в письменной форме».