В 2015 году у Президента прошло совещание по организации собственного производства легковых автомобилей. Тогда оппоненты не поверили в мечту Лукашенко. Хотя если бы они внимательно слушали, что говорит Президент, то воспринимали бы создание белорусской легковушки как вполне реальный план. В новом выпуске YouTube-проекта БЕЛТА «По факту: решения Первого» мы расскажем, как создавался народный автомобиль, с какими проектами можно поставить производство «Джили» в один ряд и что глава государства считает лучшей рекламой отечественного авто.
С чего началась история первого белорусского легкового автомобиля
Беларусь всегда славилась производством пассажирской, грузовой, сельскохозяйственной, дорожно-строительной техники. В этой линейке не хватало лишь одного — легкового авто. Президент понимал, что слишком поздно создавать его с нуля, конкурентов уже не догнать. Но можно объединиться с теми, кто знает толк в легковушках. Решение Александра Лукашенко — найти страну, которая поможет на основе своих и наших технологий создать приемлемый автомобиль.
«Мы приняли решение: быть у нас легковому автомобилю и создавать его мы будем вместе с китайцами на основе их технологий. Это не значит, что мы просто возьмем и один в один скопируем и произведем аналогичный автомобиль. Там, где можем, а мы можем, опыт у нас есть сборки и производства грузовых автомобилей и компонентов для легковых автомобилей, мы должны использовать собственный опыт и собственные наработки. Они есть и в Национальной академии наук, и в прикладной науке также», — уверенность в этом глава государства выразил на совещании по вопросу реализации инвестиционного проекта по организации производства по сборке легковых автомобилей в 2015 году.
Так белорусы вместе с китайцами начали строить завод «БЕЛДЖИ». Объем инвестиций по бизнес-плану составлял $318 млн — на строительство завода и всей внутренней инфраструктуры. Глава государства поставил задачу максимально снизить издержки. Правительству было поручено отслеживать перспективу развития предприятия, оценивать спрос на рынке, планировать выпуск новых моделей.
«Конечно, мы заставим коллектив делать самые качественные автомобили, учитывая, что здесь и производство, и сервис, и власть все-таки требовательна в стране, — автомобиль будет хороший. Но есть же еще лучше автомобили, правда, по цене выше. И вот тут как население будет: наш автомобиль покупать или, может быть, отдадут преимущество пусть дорогому, но уже известной марки. Поэтому первый вопрос — это вопрос рынка», — констатировал Александр Лукашенко на том же совещание по вопросу реализации инвестиционного проекта по организации производства по сборке легковых автомобилей в 2015 году.
Как в Беларуси появилось собственное производство легковушек
Проект взяли, что называется, на карандаш. Президент лично контролировал все процессы. За ходом строительства строго следила и Администрации Президента, и Комитет госконтроля. Обо всем докладывали главе государства. Правительством был разработан проект указа по вопросам организации производства легковых авто. И все это на фоне довольно непростых условий. Только в России на тот момент работали порядка трех десятков компаний по сборке легковушек. Нужно было думать, как сократить издержки, поддерживать достойный уровень зарплат рабочих и налоговых поступлений. При этом сохранить заинтересованность китайской стороны в сотрудничестве.
«Большое значение приобретет развитие отечественного машино- и станкостроения. Без него мы будем вынуждены и впредь преимущественно закупать иностранные средства производства, а значит, зависеть от такого импорта. В транспортном машиностроении инвестиционные ресурсы с государственной поддержкой будут сконцентрированы на крупных прорывных проектах, таких как организация производства легковых автомобилей «Джили», создание мощностей и расширение производства карьерных самосвалов БЕЛАЗ, модернизация производства МАЗ, автокомпонентов», — заявил Александр Лукашенко на пятом Всебелорусском народном собрании в 2016 году.
Производство в Беларуси отечественного легкового автомобиля Президент ставит в один ряд с реализацией проектов в сфере космоса и строительством АЭС. И этому важному наукоемкого инновационного проекту суждено было стать на колеса. В ноябре 2017 года с конвейера завода «БЕЛДЖИ» в присутствии Президента сошел первый серийный Geely Atlas NL3.
Сколько автомобилей в год может производить завод «БЕЛДЖИ»
Новое предприятие разместилось между Борисовом и Жодино и занимает площадь 118 га. Завод принял в свой штат более 1300 человек. Производственная мощность выпуска автомобилей составляет до 60 тыс. автомобилей в год с возможностью дальнейшего увеличения производственных мощностей. Мечта не только Президента, но и многих белорусов — сделать свой легковой автомобиль — осуществилась! Но запуск завода — лишь начало. Тяжело произвести машину, но еще сложнее — продать ее.
«Хочу, чтобы это предприятие было рентабельным. В противном случае получится игрушка, ваша и моя, на которую будем смотреть, радоваться и продавать 10 тыс. автомобилей в год, не имея дохода на этом предприятии. Как вы понимаете, произвести — не проблема, главное — продать. Правительству поручено разработать меры, которые позволят нам продавать хотя бы 60 тыс. автомобилей на внутреннем и внешнем рынках. Это небольшое количество, но 60 тыс. — прибыльная работа, хорошая заработная плата трудового коллектива», — обратился к работникам завода «БЕЛДЖИ» глава государства во время торжественного открытия предприятия в ноябре 2017 года.
Тогда же глава государства отметил, что и сами работники завода должны пересаживаться на произведенные ими автомобили. Это будет хорошим показателем качества продукции. «Кроме меня, ваше руководство вместе с представителями Китайской Народной Республики подумают, как простимулировать членов трудового коллектива, чтобы они перемещались на этом автомобиле. Когда вы произведете этот автомобиль, сядете в него и будете перемещаться, это будет самая большая реклама», — подчеркнул Президент.
На каких условиях белорусы могут купить отечественный автомобиль
Решение главы государства — запретить по вертикали всем госслужащим покупать импортные автомобили. Каждый чиновник — от депутата до председателя райисполкома — должен использовать отечественный транспорт. Диктатура? Скорее, дело чести и защита национальных интересов. А если и сами работники пересядут на произведенные ими автомобили, то это будет лучшим показателем качества.
«Мы думаем, какие есть возможности, чтобы помочь купить этот автомобиль. Автомобиль в семье нужен. Поэтому нужно придумать, как вас поддержать. Думаю, мы найдем хорошие варианты. В ближайшее время документ выйдет», — ответил на вопрос одного из работников завода «БЕЛДЖИ» после торжественного открытия предприятия Александр Лукашенко. По его словам, прорабатываются различные варианты, в том числе продажа в кредит с отсрочкой платежа, лизинг.
«Наши люди привыкли, что условия продажи отечественного автомобиля наилучшие. Сейчас действуют кредитные, лизинговые программы, по которым проценты ниже ставки рефинансирования Национального банка. Это о чем-то говорит. Это применяется во всех странах. Я знаю, что в России при покупке отечественного автомобиля всегда стимулируют физических лиц, потому что при продаже 20% НДС от стоимости этого автомобиля переходит в бюджет. Чем больше физические лица покупают отечественные автомобили, тем больше пополняется бюджет», — рассказал генеральный директор «БЕЛДЖИ» Геннадий Свидерский.
Как в Беларуси развивается сеть сервисных центров «Джили»
Президент поручил развивать сеть сервисных станций по всей стране, чтобы каждый белорус мог свободно пройти техобслуживание и, если нужно, сделать ремонт. Игрушечная машинка никому не нужна, предприятие должно быть рентабельным. Обратил внимание глава государства и на необходимость создания на базе завода собственного конструкторского бюро.
«Сейчас нам помогли специалисты, приехав из других стран. Но надо иметь своих людей. На первом этапе надо 10-13 человек иметь, которые свяжутся с нашими конструкторами с МАЗа, БЕЛАЗа и будут потихоньку накапливать опыт, чтобы мы могли сами с нуля разрабатывать дизайн и создавать автомобили», — так Александр Лукашенко на открытии завода «БЕЛДЖИ» в 2017 году призвал стремиться к технологической независимости в области производства легковых автомобилей.
«В институте Национальной академии наук есть коллектив, который занимается легковыми автомобилями. Там создается мозговой центр для легковых авто. Это своего рода центр, который позволит достичь инженерных компетенций в этой отрасли», — сказал Геннадий Свидерский.
Он также обратил внимание на развитие сервисных центров «Джили»: «Это тот сегмент, который можно улучшать бесконечно. В этом направлении мы двигаемся планомерно. Сейчас у нас 33 сервисных центра. Мы улучшили ситуацию с запчастями. Пусть здесь мы пока не добились идеала, но будем продолжать, чтобы сервис улучшался«.
Как дружеские отношения с Китаем помогли Беларуси наладить производство «Джили»
Проект получился, конечно, благодаря дружеским, доверительным отношениям Президента Беларуси и Председателя КНР. «Джили» — это лишь один пример взаимовыгодного сотрудничества. Наши страны прошли проверку временем. И сегодня это беспрецедентно высокий уровень взаимодействия, что подтверждает подписанное заявление о всепогодном и всестороннем стратегическом партнерстве.
«От всей души приветствую вас, господин Президент, в Китае. Встреча между давними друзьями всегда только радует. Мы с вами встречались в последний раз в прошлом году в сентябре в Самарканде. У нас был замечательный разговор, в ходе которого нами было объявлено о выведении китайско-белорусских отношений на уровень всепогодного и всестороннего стратегического партнерства, что послужило мощным толчком для полномасштабного сотрудничества двух стран. Новый статус двусторонних отношений должен наполняться новым содержанием», — убежденность в этом Президенту Беларуси выразил Си Цзиньпин во время встречи в Китае в марте этого года.
Во время последнего визита Александра Лукашенко в Китай была согласована еще одна идея: создать в Беларуси производство со специалистами китайской автомобильной корпорации FAW. Инициативу поддержал Си Цзиньпин. FAW была создана в 1953 году в провинции Цзилинь и считается основателем автомобильной промышленности страны.
«Наш интерес к вам вы знаете. Вы делаете хорошие автомобили. Если у вас есть желание и стремление работать в Беларуси — я к вашим услугам. Я хотел бы, чтобы мы создали настоящий автомобиль в Беларуси вместе с вами. И если мы хотим получить эффект и успех, это надо делать сейчас, и очень быстро, когда освободились территории и рынки для нашей будущей продукции», — призвал Александр Лукашенко развивать совместное производство автомобилей в Беларуси с китайской «ФАВ Груп» во время визита в Китай в марте этого года.
«Беларусь и Китай реализуют ряд таких важных проектов, как БНБК, производство «Джили» и другие. Это очень знаковые проекты. Для всего мира, для Европы. Мы вместе с Китаем этими проектами хотим показать, что сотрудничество Беларуси и Китая — это не просто торговля и обмен товарами. Это создание высокотехнологичных компаний и корпораций», — обратился к председателю правления корпорации «СИТИК Групп» Чжу Хэсиню белорусский лидер во время этого же визита в КНР.
Как «Джили» стал народным автомобилем в Беларуси
В конце октября 2020 года «Джили» стал первым китайским автомобильным брендом, которому удалось продать более 10 млн единиц по всему миру. К концу апреля 2022-го совокупные мировые продажи превысили 12 млн. То есть можно смело говорить о том, что белорусский завод — часть бренда мирового уровня. В Беларуси за «Джили» выстраиваются очереди. Не это ли признак народного автомобиля? С китайской стороной есть договоренность о лицензионном производстве своих машин. То есть у белорусов в перспективе будет полностью отечественный автомобиль.
«На автомобили всегда есть заявки. Нужно понимать, что легковой автомобиль — продукт производства многих предприятий. Когда мы планируем производство и поставки автомобилей, то исходим из спроса. В прошлом году было продано 4,3 тыс. новых автомобилей. В этом году рассчитывали продать на 20% больше и заказали 6 тыс. комплектов. Но спрос значительно превысил предложение. За семь месяцев мы продали 8 тыс. машин, то есть в два раза больше, чем в прошлом году. Это трудно спланировать. Сейчас мы все балансируем, корректируем планы и планируем продать 13 тыс. автомобилей. То есть в три раза больше, чем в прошлом году», — сказал Геннадий Свидерский.
«Месяцы стоите в очереди — это уже большая подвижка. В мое время годами стояли, не могли купить. Это большой плюс. Но плохо, что приходится стоять в очереди. С одной стороны. С другой стороны, я рад, что появился спрос на этот автомобиль. В первые месяцы были сомнения. Но я надеялся, что люди все равно будут покупать этот автомобиль. Он хорош, он наш. И при всех недостатках (мне пришлось часто подключаться к вопросам ремонта и запчастей) мы все-таки держим это на контроле и будем продвигать этот автомобиль», — заверил Александр Лукашенко во время общения с работниками организаций в Национальном аэропорту Минск в августе этого года.