Педагог социальный в школе — друг и товарищ учащегося. И это без преувеличений.
Помочь подростку в затруднительной ситуации, рассказать о том, как справиться с проблемами и наладить контакт с одноклассниками. Это все может Надежда Алексеевна Гололобова — педагог социальный ГУО «Тимоновская средняя школа Климовичского района».
— Родом я из деревни Дорогинь Климовичского района, — говорит Надежда Алексеевна. — Еще в школе меня удивляло, как наши учителя так интересно проводят уроки, находят подход к каждому ребенку. В то время начала задумываться о том, чтобы и самой работать в школе. Ближе к старшим классам моя уверенность в выборе будущей профессии росла.
Окончила Надежда Гололобова Могилевский государственный педагогический институт имени Аркадия Кулешова (ныне университет). Специальность — педагогика и методика начального обучения. Вернулась на Климовщину. В 1996 году начала работать педагогом социальным в Тимоновской средней школе.
Вы спросите, что входит в обязанности педагога социального в учреждении образования? Надежда Алексеевна поясняет: работа с детьми, особенно проблемными или теми, кто нуждается в поддержке.
— Главное — защита прав и законных интересов учащихся, — говорит Надежда Гололобова. — Помочь ребенку стать полноценным гражданином своей страны. Восполнить пробел в отсутствии правильной коммуникации между родителями и детьми. Наладить общение в классе таким образом, чтобы минимизировать разделение одноклас-сников на «лучших» и «худших», на «изгоев» и «элиту». Выслушать, понять каждого и поддержать в трудной ситуации — все это должен делать и может педагог социальный.
«Салочки», «городки», «резиночка», «штандер» — игры, о которых современные дети зачастую имеют весьма смутное представление, основанное на рассказах родителей. Раньше дети пропадали на улице, занятые данными играми. Гаджеты — новая болезнь молодежи.
— Подростки мало общаются в реальной жизни, — говорит педагог социальный. — Это настоящая проблема. Теперь все живут в социальных сетях. Это не способствует развитию умения выстраивать отношения, в частности, в небольшом коллективе: например, в классе. Я же стараюсь, в том числе и с использованием современных технологий, развить у учащихся чувство коллективизма, способствовать их наилучшей социализации.
Иногда рассказать о своих проблемах сложно даже самым близким людям. Что говорить о том, чтобы поделиться секретом с учителем.
— Важно доверять тому, к кому ты обращаешься за советом, — делится мнением Надежда Алексеевна. — Заслужить доверие — вот главная задача педагога социального. Дети остро чувствуют неискренность, равнодушие. С ними нельзя начинать работать, если нет заинтересованности в положительном результате, в разрешении проблемы или конфликта. Отношения между педагогом социальным и подростком важно строить на основе доверия, доброжелательности. Тогда и дети к тебе потянутся. Ребенок должен понять и почувствовать, что я искренне готова помочь ему в сложной ситуации. Только так, а не иначе можно многого добиться.
«Дети были другими». Это расхожее мнение.
— Конечно же, другими! —соглашается Надежда Гололобова. — Ребенок соответствует тому времени, в котором живет. Современные подростки устремлены в высокотехнологичное будущее. Им не сильно интересно собирать гербарии, коллекционировать обертки от любимых конфет.
— Хочется верить, что главными в жизни детей останутся уважение, порядочность и доброта, — говорит Надежда Алексеевна. — Несмотря на то, что в интернете сейчас слишком много негативного контента.
— Со своими сыновьями я стараюсь быть предельно честной, — рассказывает женщина. — Андрей и Дмитрий понимали, что у мамы ненормированный рабочий день и проблемы некоторых учащихся ей приходится решать в нерабочее время. Хотя мальчики уже взрослые и живут далеко (в столице), они всегда поддерживают меня, сопереживают.
Чтобы снять напряжение после трудового дня, Надежда Алексеевна любит почитать историческую литературу. Уважает и современных авторов. Да и просто старается отдохнуть, чтобы в новый рабочий день войти полной сил и энергии.