Редакция Климовичской районной газеты «Родная ніва» на страницах печатного издания, а также на сайте и в соцсетях реализует проект «Точка зрения». Сегодня своими мнениями на тему «Патриота воспитывает семья или общество?» делятся Вероника Левит и Петр Шутов. Предлагаем пользователям и подписчикам высказать свою точку зрения.
— Семья — это кузница первоначального формирования мировоззрения ребенка, его отношения к чему-либо, что в дальнейшем, непосредственно или косвенно, способствует, путем проецирования внутрисемейных полученных знаний и опыта, формированию и развитию внутреннего отношения ребенка к людям, обществу, Родине, окружающему миру, и соответственно, принципам внешнего взаимодействия.
Убеждена, что любви к Родине не научить — она передается тоже по наследству вместе с традициями и культурой. Невозможно привить человеку ценность, если он этой самой ценности не ощущает. Невозможно научить любить что-либо. Это чувство можно только передать. Если учитель музыки не любит свой инструмент, то он никогда не привьет эту любовь ученику. Если родители не любят свою страну, свою культуру, то, сколько бы учителя не твердили — ребенок не научится любить. Он научится лишь повторять за другими, не испытывая при этом собственных патриотических чувств. Воспитать патриота может только патриот. Если родители всем сердцем любят свою землю, чтят память своих предков, уважают окружающих, то они даже не прилагая никаких усилий, так, между делом, передают эти чувства своим детям.
Если говорить о традициях, то они, в основе своей, являются частью нашего повседневного быта. Поэтому где, как не в семье, их перенять? Блины к Масленице, куличи к Пасхе, елка в Новый год, народные песни за столом, добрые сказки и колыбельные на ночь — это азы воспитания патриотических чувств. Забота о чистоте окружающей среды, начиная со своего двора и повсеместно. Помощь тому, кто оказался в затруднительном положении. Слова поддержки для того, кто в ней нуждается. Любить — значит заботиться. К счастью, мы, белорусы, умеем любить, быть милосердными, отзывчивыми, искренними. И в этом тоже наш патриотизм, наш менталитет, которым, кстати, я горжусь.
Детское мышление отличается от взрослого. Например, малыши не в силах мыслить абстрактно, им примеры подавай и конкретности. Что такое Родина? Где она? И почему я должен любить ее? Нет, они знают, что страна наша называется Беларусь, что столица у нее — Минск. Знают, что это — наша Родина. Только для маленьких детей все это слова. Территория на карте мира. Ее надо любить. А почему — не понятно. Важно помнить, что для ребенка любимо то, что знакомо, дорого, где ему хорошо.
А хорошо ему должно быть дома, среди своих родных и близких. И Родина начинается с теплоты материнских рук, пышных бабушкиных оладий, отцовских советов, домашнего чаепития, совместного отдыха с родными. Она начинается с увлекательной дороги от дома до детсада, а потом и школы, с веселых игр с друзьями, с походов в лес, на речку, с экскурсий по своей стране.
Родителям необходимо подмечать с детьми эти прекрасные моменты. Ведь именно они становятся теми самыми «маячками», которые пробуждают чувства гордости, патриотизма и безмерной любви к родному краю, где бы мы ни были. И потом именно эти минуты счастья мы проносим через всю свою жизнь. Это все и есть — Родина, родное, любимое.
Патриотизм человека формирует его отношение к своей стране, к истории, традициям. Одно дело, учащемуся что-то выучить из учебника, чтобы получить в школе хорошую оценку по истории, другое дело — привить историческую память в свою систему ценностей и при этом понимать, как те или иные исторические факты связаны с настоящим временем. Родителям необходимо рассказывать ребенку о роли в истории его старших родственников, какие у них были достижения. Дети должны гордиться своими предками, их подвигом. Хороший патриотический фильм, просмотренный с матерью и отцом и ими прокомментированный, оставит в душе ребенка больший след, чем выученная глава из учебника истории. Это уже проверено.
Воспитывая своего малыша, каждая семья дает ему определенное понятие о социальной роли, о гражданском статусе и о том, что такое закон и порядок. Разница лишь в том, как родители это делают.
В семье, где родители с гордостью рассказывают ребенку о том, что он живет в прекрасной стране, где есть все, что нужно для жизни человека, о том, что каждый является частью своей Родины, и каждый в силах сделать ее еще прекраснее и счастливее, вырастет настоящий патриот. Семья же, где родители, бабушки, дедушки вечно всем недовольны, озлоблены, одержимы деньгами, властью и желанием жить припеваючи в роскоши и богатстве при этом ничего не делая — к сожалению, воспитает не патриота, а паразита. И никакое общество не поможет. Ведь рядом — другой пример.
Но как бы там ни было, знаю точно: ребенок, воспитанный на патриотических ценностях, будет более счастливым и успешным. Тот, кто любит свою Родину, не завидует другим и не осуждает. Он честен перед собой и людьми, справедлив, смел, милосерден, добр к ближним и уважаем ими. И он способен больше отдать этому миру, а следовательно, больше получить. Это уже закон Вселенной.
— Двадцать первый век стремительно ворвался в нашу постиндустриальную жизнь с информационно-техническими прорывами в области научно-технических цифровых знаний и открытий. Это оказывает серьезное влияние на современное гражданское общество практически во всех сферах жизнедеятельности человека: будь то экономическая, социокультурная, духовная или политическая… К слову, информация несет в себе как положительные, так и отрицательные эмоции, вызывая тем самым у человека соответствующую реакцию. И сегодня я хотел бы рассмотреть вопрос о положительном влиянии общества и его организационных структур на патриотическое воспитание прежде всего молодого поколения, к которому в нашем государстве приковано особое внимание.
Так что же такое патриотизм? В переводе с греческого patris — это Родина, Отечество и означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу. Это чувство рождается не одномоментно, а воспитывается обществом на протяжении всей жизни.
В истории Отечества немало примеров подлинного героизма наших граждан, которые, не щадя своей жизни, совершали героические поступки во имя своей Родины и своего народа. Давайте вспомним легендарного деда Талаша, который боролся с врагами как в гражданскую войну, так и в Великую Отечественную, защищая свой дом, свою землю, своих родных и страну от чужеземных захватчиков… На время фашистской оккупации ему было уже 99 лет, но он участвовал в партизанском движении в качестве связного, показывая пример молодым партизанам и вызывая у них восхищение и глубокое уважение к личности деда Талаша, как народного героя.
А пример 14-летнего мальчишки, пионера Марата Казея, который воевал наряду со взрослыми и был разведчиком партизанской бригады на Минщине, где и совершил свой подвиг, подорвав последней гранатой себя и с десяток окруживших его фашистов. Посмертно в 1965 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Белорусы совершают подвиги и в мирное время, когда нет боевых действий, а республика мирно трудится, создавая национальное благосостояние своих граждан. В 1996 г. первым Героем Беларуси стал военный летчик, подполковник Владимир Корват, который ценой своей жизни увел пылающий самолет в сторону от д. Большое Гатище Барановичского района, спасая мирных жителей от неминуемой трагедии… Что же сподвигло этих людей на совершение героических поступков? И вот здесь я с полной уверенностью утверждаю, что не только родители, но и общество сыграло огромную роль в воспитании патриотов своего Отечества, готовых встать на защиту своей земли, народа и Родины!
В формировании человека как личности принимают самое активное участие детсады, школы, колледжи и вузы, армия, трудовые предприятия, общественно-политические организации…
В детском саду ребенок получает первые настоящие уроки поведения в коллективе, формируя свое «Я» по отношению к детям и взрослым.
В школе учащиеся приобретают необходимый уровень знаний, продолжается воспитательный процесс. Ребята участвуют в пионерском движении, затем вступают в ряды БРСМ. Здесь же формируется гражданская позиция, чувство дружбы, любви, коллективизма и ответственности за свои поступки, свою позицию.
В высших и средних специальных учебных заведениях продолжается углубленное приобретение знаний, идет подготовка к самостоятельной трудовой деятельности и получению профессии. Совершенствуются взгляды, мировоззрение, возрастает ответственность за поведение в обществе и свою гражданско-правовую позицию.
В Вооруженных Силах Республики Беларусь у молодых людей идет формирование силы воли, характера, дисциплинированности, ответственности, готовности к защите своего народа и своего Отечества.
На предприятиях и в организациях люди трудятся во благо Родины, каждый на своем месте.
Каждый из нас в жизни проходит ступеньки становления личности, через процессы воспитания, образования. Формируются ценности, включая культурно-исторические, морально-нравственное поведение, религиозная культура и т. д. И при этом в становлении и развитии гражданина своей страны самую активную и непосредственную помощь оказывают государство и общественные организации. Ведь государство прямо заинтересовано в здоровом нравственном развитии молодого поколения, мотивированного на выполнение экономических, социальных, оборонных, культурно-исторических, образовательных, научно-технических и многих-многих других задач, стоящих перед нашим обществом.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.