Сегодня мы открываем авторский проект «Профессия: взгляд изнутри». Что вас ожидает? Во-первых, знакомство с людьми, которые состоялись в своей профессии.
Во-вторых, их интересные рассказы о том, что обычно остается, так сказать, за кадром их сферы деятельности, о чем не говорят на уроках по профориентации, но, думаю, должны знать будущие выпускники школ. Где-то будет смешно, а где-то и трагично. Ну что, вперед.
Фармацевт: вооружаемся терпением и чувством юмора
Первым героем проекта стала заведующий аптекой № 153 Наталья Асмоловская. Она в фармацевтике уже 40 лет. Солидный стаж. За эти годы отрасль пережила множество преобразований и достигла довольно высокого уровня. Вместе с развитием аптечной сферы рос и профессионализм Натальи Васильевны. Когда-то, в далеких восьмидесятых, она высчитывала сдачу посетителям на счетах, название поступивших медикаментов записывала в специальную тетрадь, а сейчас в аптеке все автоматизировано, перечень предлагаемого товара возрос в разы. Задаем вопросы.
— Наталья Васильевна, расскажите, как вы пришли в профессию?
— Благодаря районной газете, которая в то время называлась «Новае жыццё». Мама прочитала в ней, что Могилевское медицинское училище набирает абитуриентов на отделение «Фармация». Страна тогда нуждалась в таких специалистах. В объявлении говорилось и о том, что выпускники восьмилетних школ с похвальными листами приниматься будут без экзаменов. А у меня как раз был этот самый похвальный лист. Свою Павловичскую школу я окончила на одни пятерки. Мама говорит: «Может, попробуешь?» Рискнула. Тогда я, пятнадцатилетняя деревенская девчонка, впервые приехала в Могилев. Конечно, было страшно. Но ничего, потихоньку освоилась. Мне дали общежитие. Учеба была не из легких: нужно было освоить латинский язык. Помимо этого, фармакология требует знаний названий препаратов, форм выпуска, дозировок. Но это интересно. Я поняла, что это мое, эта сфера мне нравится. Три года пролетели незаметно. И вот распределение, причем республиканское. Так как в то время фармацевтов готовило только Могилевское медучилище, выпускников отправляли в разные области. Я очень хотела попасть куда-нибудь поближе к дому. И мне повезло. Был запрос на молодого специалиста для Родни. Но так случилось, что я стала работать в Климовичах.
— А где жил молодой специалист?
— В Павловичах. Ездила каждый день из деревни в город и обратно на автобусе. А когда, из-за того, что изменился график работы аптеки, это стало невозможным — пошла квартировать к одной бабушке. Потом вышла замуж. С супругом купили домик, со временем благо-устроили его. Родили и воспитали дочь и сына. Сейчас у нас трое внуков.
— Приходилось наблюдать, как фармацевт, рассказывая об аналоге одного препарата, перечисляет компоненты, которые входят в состав обоих медикаментов. Неужели вы в самом деле знаете все названия препаратов и их состав, или есть какая-то особая, неведомая нам схема, позволяющая быстро ориентироваться?
— Схемы нет. Есть опыт. Ведь знания накапливаются год за годом. Несколько раз прочитаешь инструкцию и даже нехотя запомнишь. Ведь есть лекарства-синонимы, которые имеют один и тот же список действующих веществ, но разные торговые наименования, поскольку производятся разными фирмами. А есть лекарства-аналоги. Они содержат различные активные вещества, отличаются друг от друга названием, но используются для лечения одних и тех же заболеваний. Такие лекарства оказывают примерно одинаковое лечебное действие, но они не являются эквивалентной заменой друг друга. Они могут отличаться силой терапевтического эффекта, вызывать разную индивидуальную переносимость, а также иметь существенные различия в противопоказаниях и побочных эффектах. И вот этот аналог лекарства при отсутствии выписанного медикамента может подобрать только врач.
— Практически каждый покупатель, приобретая безрецептурный медикамент, просит посоветовать ему, какой препарат лучше от того или иного заболевания. Как принимаете решение, что предложить?
— Мы не ставим диагнозы и не назначаем лечение, а можем только посоветовать что-то из безрецептурных лекарств для облегчения состояния, но рекомендуем обратиться к врачу, если симптомы не проходят и состояние не улучшается. Но люди разные. Есть те, кто считает фармацевтов настоящими врачами и требует поставить диагноз и, не отходя от кассы, назначить лечение.
— Можете вспомнить несколько случаев?
— Конечно. Приходит мужчина и просит дать ему что-нибудь от кашля. Спрашиваю: «Какой у вас кашель? Влажный или сухой». Покупатель отвечает: «Да Бог его знает. Вот такой, послушайте». И начинает громко кашлять в окошечко, чуть ли не прямо мне в лицо.
Однажды женщина в аптеке долго жаловалась на зуд и сыпь на коже. На мои расспросы, какого рода высыпания и где они находятся, она спокойно подняла свитер и показала высыпания под грудью. Ее даже не смутила очередь, которая собралась за ней.
Было, что и ногу с припухшим коленом пытались буквально пропихнуть в окошко, чтобы я лучше рассмотрела. Ну а горлышко мне показывали несчитанное количество раз, чтобы я смогла подобрать самый подходящий спрей.
— Какую ответственность несет фармацевт?
— Мы, фармацевты, должны правильно отпустить пациенту назначенный врачом препарат, учитывая при этом действующее вещество, дозировку, следить за сроком действия выписанного рецепта, а также отвечаем за правильное хранение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. Но у меня, как у заведующего аптекой, конечно же, ответственности еще больше.
— Ни для кого не секрет, что понять название лекарства, которое выписал врач, обычному человеку непросто. Уж очень у них необычный почерк. Как справляетесь с задачей?
— Тоже дело опыта. Читаем только так. Для нас все понятно. Бывают сложности с рецептами молодых специалистов, которые только пришли работать. Но потихоньку и их язык осваиваем (смеется). Если начинаем сомневаться хоть в одной букве названия медикамента, просим покупателя уточнить у врача точное наименование препарата, а если нужно срочно — сами звоним доктору.
— Какие просьбы посетителей аптеки вас удивляют больше всего?
— Бич нашего времени — это странные рецепты из интернета. Иногда люди просят, а порой и требуют такое лекарство, которого вообще не существует. Но именно его посоветовали на каком-то форуме. А сколько раз покупатели рассказывали о чудо-рецептах. Мол, дайте мне вон ту настойку и вот это масло. Все смешаю, добавлю мед и буду лечить сахарный диабет. Пытаешься людям объяснить, что эта гремучая смесь не только не поможет, но еще может и навредить здоровью. Бесполезно. Есть те, кто слепо верят любой информации из интернета. И это пугает. А однажды мне в окошко мужчина протянул список, якобы с медикаментами, которые хочет приобрести. Читаю, а там по пунктам: курица, майонез, молоко, хлеб. Оказывается, жена дала два списка: один — для аптеки, другой — для магазина. А он перепутал. Засмущался, извинялся.
— А часто ли забывают названия медпрепаратов?
— Да. И тогда начинается игра «Угадайка». Мне говорят, для чего препарат, и те буквы, которые, скорее всего, по их мнению, есть в названии лекарства. Что интересно, в итоге оказывается, что именно этих букв в угаданном лекарстве нет. А бывает наоборот — очень много. Например: «Дайте мне средство для профилактики простуды на Ц». — «Оциллококцинум?» — «Да, да». Когда ничего не получается, спасают визуальные образы: «синяя коробочка с белым ромбиком», «желтый тюбик с красными буквами». Вот так потихоньку собираем «улики» и находим то, что нужно. Часто люди неправильно называют препараты. Лидер в этом деле у нас глазные капли «Тауфон», он же «Тайфун», «Тархун», «Айфун» и т. д.
— Вас это все не раздражает?
— Нет, конечно. Даже наоборот, порой поднимает настроение. Я люблю людей и мне нравится с ними работать. Трудности, как и в любой работе, бывают, но это ведь временно. Когда приходят посетители и благодарят за совет, помощь, понимаешь, что работаешь не зря. Нравится быть полезной людям. Да, не каждый приходит в хорошем настроении. И это объяснимо, ведь когда что-то болит, беспокоит — не до улыбок. Весь день фармацевта проходит на ногах, поэтому устаем в первую очередь физически. К тому же необходимо не только отпускать посетителей, но и принимать товар, раскладывать его, поддерживать везде чистоту, проверять сроки действия препаратов и т. д. В нашей работе хорошо помогает чувство юмора и терпение.
— Приходилось ли вам оказывать посетителям первую медицинскую помощь?
— Да, и не единожды. Несколько раз у мужчин случались приступы эпилепсии. Первый раз я, помню, испугалась и скорее действовала по наитию. Сейчас уже хорошо знаю, каким образом нужно оказывать первую помощь, пока едет бригада скорой медицинской помощи. Бывало, падали в обморок в аптеке, при этом разбивали себе об пол голову. Тоже быстро оказывали помощь. Благо нашатырь и все необходимые средства под рукой.
— Наталья Васильевна, признайтесь, откуда черпаете энергию для хорошего настроения и плодотворной работы?
— Как ни странно это звучит, но подпитываюсь положительной энергией у своих цветов, которых у меня очень много и дома, и возле дома в сезон. Я их высаживаю, за ними ухаживаю, а они меня радуют в палисаднике с самой ранней весны до поздней осени, а дома — круглогодично. Признаюсь, я счастливый человек. Почему? Потому что люблю свою семью, свою работу, людей, которые меня окружают. А что еще нужно?
Вероника Левит.