Годы летят словно птицы…
Жительница г. Климовичи Галина Борисовна Хлудкова недавно приехала домой из Осиповичей, где жила у своей дочери Ольги. И вот, наконец, состоялась наша встреча, которая назревала давно: в августе нынешнего года ветеран отметила свое 80-летие.
Пусть назовет меня мужем
Родилась Галина Борисовна в деревне Свирель в 1942 году. О своем рождении с улыбкой говорит, что на свет появилась случайно. А случай был такой.
Брат матери, Егор Титович Братусев, с началом войны ушел на фронт. Воевал. Попал в плен. В лагере для военнопленных в Кричеве был с другом Борисом Шавловским из Украины.
В первые месяцы немцы относились к местному населению, порой, можно сказать, довольно лояльно и даже разрешали жителям забирать из лагерей своих родных. Решили пойти к лагерному начальству договариваться и Братусевы: одна женщина — по поводу мужа¸ вторая — по поводу брата. И вот — новый поворот.
— Пусть твоя сестра назовет меня своим мужем! Пусть заберет меня отсюда! — взмолился Борис Шавловский.
И сердобольная белорусская женщина пожалела украинца. За назначенную немцами плату (масло, яйца и т. д.) женщины выкупили пленников. Таким образом Елизавета Братусева ушла из родной деревни свободной девушкой, а вернулась… замужней женщиной.
Ну а деревня есть деревня: там «понарошку» не получится. А в период оккупации досужие глаза и уши находились всегда. Так что стали Борис и Лизавета жить как муж и жена по-настоящему, вести хозяйство.
После освобождения Климовщины мужчин вновь забрали на фронт. Дядя погиб в боях на Проне. Отец остался жив, воевал дальше. Был тяжело ранен. Долго лечился в госпитале. После войны приехал в Свирель к своей Лизавете.
В 1952 году у них на свет появилась вторая дочь — Людмила.
Жизненные версты
На свои хлеба Галина ушла рано. После окончания восьмилетки в 1959 году устроилась на работу в Гусарское лесничество Костюковичского лесхоза. Через год перешла нянечкой в детский сад-ясли № 1. (А заодно пошла учиться в вечернюю школу — получать среднее образование). Еще через три года девушку приняли регистратором в районную поликлинику. Так с 1963 года Галина Борисовна начала отсчет работы в медучреждении.
Когда при Климовичской райбольнице открылся филиал Могилевского медучилища, Галина не преминула использовать возможность получить хорошую профессию и, конечно же, поступила учиться на медсестру. Занятия в филиале проводились в вечернее время, так что она совмещала работу с учебой.
И вот в 1968 году новоиспеченный медработник назначена медсестрой противотуберкулезного кабинета. И в этой должности она проработала до выхода на пенсию.
Без завтрака — никуда!
Галина Борисовна признается, что идти на работу в тубкабинет очень боялась. Но заведующая кабинетом Любовь Ефимовна Гумницкая успокоила молодую медсестру: «Не бойся, все будет хорошо. Ты главное не иди, не позавтракав. Опаздывай на работу — но позавтракай».
Так и взяла Галина себе за правило: без завтрака — никуда.
— Завтраки всегда готовила только утром, — говорит Галина Борисовна. — С вечера не наготавливала. Лучше немного раньше встану. Свежеприготовленная еда и полезнее, и вкуснее. Так и детей своих приучила, чтобы в школу ходили, поев утром.
Готовит Галина Борисовна очень хорошо, вкусно. Считает, что непременно в меню человека должны быть салаты из свежих овощей. А царицей овощей считает тыкву: она, говорит, хороша и в свежем, и в термически обработанном виде. Ценны и полезны также тыквенные семечки.
В свое время на дачном огороде у женщины тыква занимала одно из самых почетных мест. Сейчас здоровье не позволяет ветерану заниматься активным трудом. На дачном участке хозяйствует сын.
Песня — жизнь моя!
Нельзя не сказать и о творчестве Галины Хлудковой.
Песня — это у них семейное. Знатной певуньей была мама. В школе в самодеятельности выступали и дочери. Когда еще работала в яслях, Галина стала ходить на репетиции в Дом культуры. Пела в хоре, которым руководил Леонид Иосифович Ячнев.
— Мне так нравилось! — рассказывает Галина Борисовна. — Мы же не только разучивали партии, пели, но и танцевали. А танцы нам ставила Галина Антоновна Гаруля. Ох и требовательной же она была! Но зато на концертах мы чувствовали себя свободно и уверенно.
Хор Ячнева — гордость Климовщины, детище талантливого нашего земляка. Сколько наград получил наш хор! Сколько выступал и на областной, и на республиканской, и на всесоюзной сцене! Он даже покорил своим мастерством Европу! Есть частичка в этом успехе и Галины Хлудковой.
Чуть позже своей старшей сестры влилась в районную самодеятельность и младшая. Людмилу Лапаеву все знают не только как певунью, но и как мастера юмористических миниатюр.
Много лет сестры выступали на сцене в дуэте. У них столько всяческих наград с различных творческих конкурсов (у каждой в отдельности и общих), что и сосчитать трудно.
А в районной больнице Галина Хлудкова многие годы входила в состав профкома и отвечала за культурно-массовую работу. И самодеятельность тогда в больнице была действительно массовой: свой хор, в котором участвовали от младшего медицинского персонала, техработников до врачей, ансамбль. Выступали на районной сцене, ездили с концертами в сельские Дома культуры и клубы. С непременным успехом участвовали в различных районных и областных творческих конкурсах. Больничные детские утренники, вечера отдыха, «огоньки»… В общем, творческая жизнь била ключом.
Галина Хлудкова также возглавляла ветеранскую организацию больницы — с момента ее создания и пока позволяло здоровье: почитай, тридцать лет. И, как обычно, к общественной работе относилась со всем энтузиазмом и ответственностью.
…И руки золотые
Когда я в конце рабочего дня заглянула к Галине Борисовне «на разговор», хозяйка квартиры с увлечением занималась любимым делом — вышивкой: вышивала икону.
Да, у этой женщины и руки золотые. И если песня — от матери, то рукоделие — от тети, считает Галина Борисовна.
Феодосия Титовна была знатной швеей. На своей ножной машинке обшивала жителей не только Свирели, но и окрестных деревень.
— В войну тетя была старшим кондуктором на поезде, — рассказывает Галина Борисовна. — И вот однажды их поезд попал под бомбежку. Взрывной волной тетю отбросило далеко от состава. Она получила тяжелую травму позвоночника, стала инвалидом. Муж ее погиб на фронте, и тетя жила вместе с семьей сестры в одном доме.
А я шить начала лет с четырнадцати. Вначале только внимательно наблюдала, как шьет тетя Феня. Но как-то раз она ушла в Павловичи. А мне на Духа так захотелось новое платье! В доме был отрез штапеля. Взяла я его, раскроила (как сейчас помню — юбку на восемь клиньев), за день пошила себе платье. И рукава втачала.
Пришла тетя, посмотрела — похвалила. «Только рукава, — говорит, — втачала неправильно. Распори и переделай». А мне же распарывать не хочется! «Не научишься пороть — не научишься шить, — отрезала тетя. — Не ленись!»
Вот с тех пор я и шью. И пороть, если надо, не ленюсь (смеется). Главное — чтобы было качественно.
Рукоделие очень выручало в жизни женщину. Так сложилась судьба, что с мужем ей довелось расстаться, и она одна растила троих детей. Старалась, чтобы они ни в чем не чувствовали себя ущемленными.
— Я кредитов никогда не брала, — говорит ветеран. — Это ж с процентами такая переплата получается! Экономила, шила, вязала — и на семью, и на заказ. Шила любую одежду, свадебные платья. Даже меховые шапки. Первую шапку пошила себе. А потом уже стала шить и под заказ.
У нее много книг по рукоделию: по кройке и шитью, по вязанию. Всегда следила за новинками. Так при скромной зарплате медсестры ей удавалось всегда быть прилично одетой.
«А годы летят, наши годы как птицы летят. И некогда нам оглянуться назад», — поется в песне. Вот уже и восемь десятков отсчитала Галина Борисовна Хлудкова. Но по-прежнему она неунывающая, с хорошим чувством юмора.
В районной больнице ветерана не забыли: администрация, профком и ветеранская организация поздравили с юбилеем. За что Галина Борисовна всем очень благодарна.