Первое воскресенье ноября — День работников гражданской авиации. Какое это отношение имеет к нашему городу? А вот какое.
Многие климовчане слышали, произносили слова: «на аэродроме», «там, где был аэродром». Вот именно, что был… в Климовичах аэродром. И многие летали с него до Могилева, Минска. Например, билет до Могилева стоил 3 рубля.
Сегодня из Национального аэропорта «Минск» можно улететь только за границу. Есть рейсы и из областных центров, но тоже лишь за рубеж. Регулярное местное авиасообщение прекратилось после почти 80 лет существования. Куда же можно было улететь на самолете в БССР?
В Климовичской районной газете «Новае жыццё» за 7 апреля 1973 года была опубликована заметка «Лететь самолетом выгодно» за подписью начальника Климовичского аэропорта Романова. Вот выдержка из нее: «…С первого апреля открылась весенне-летняя навигация. Она свяжет аэропорт Могилева с рядом других городов. Изменится движение самолетов и из Климовичского аэропорта. Так, первого апреля начал действовать ежедневный рейс Климовичи — Минск. Вылет самолета из Климовичей в 9 часов 40 минут. Произойдут изменения в вылетах рейсов на Могилев. Их число будет увеличено. Первый вылет из Климовичей в 9 часов 40 минут, последний — в 17 часов 55 минут.
В Климовичском аэропорту можно приобрести билеты в любой аэропорт нашей Родины. В аэрофлоте введена целая система льгот для пассажиров. Так, каждый год с целью улучшения коммерческой загрузки газотурбинных самолетов в осенне-зимний период вводятся тарифные скидки от 20 до 60 процентов. Инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам труда, которые не работают, студентам вузов, учащимся средних учебных заведений, школьникам и ряду других категорий предоставляется скидка в размере 50-ти процентов. Для пассажиров предоставляются и другие льготы.
Товарищи, пользуйтесь услугами аэрофлота!».
Как видим (на фото) в расписании движения самолетов с Могилевского аэропорта с 1 апреля 1972 года по 31 марта 1973 года на Климовичи есть целых пять рейсов.
Функционировал аэропорт в нашем райцентре до 1981 года.
А теперь немножко истории. В 1932 году в БССР была организована первая авиалиния (почтовая): Минск — Глуск — Паричи — Мозырь, рейсы выполняли самолеты У-2. В 1935 году открылась регулярная воздушная линия Минск — Москва. Постепенно авиация достигла самых отдаленных уголков страны, и пассажирские рейсы в райцентры стали привычным явлением. Ну, а уж во время войны-то самолеты в каких только болотах на партизанских аэродромах не приземлялись.
С восстановлением мирной жизни вернулась и местная гражданская авиация. Причем в некоторых местах в БССР самолет, как на далеком севере, был единственным вариантом добраться из пункта А в пункт Б.
В чем же причина того, что так много авиарейсов осуществлялось по райцентрам?
Десятки лет назад, у страны были другие возможности. Во-первых, конечно, не было такого количества автомобилей. А одна из основных причин — несовершенные автодороги: хороших, асфальтированных, было мало, по грунтовым часто невозможно было проехать. Делать из обычных дорог скоростные асфальтированные шоссе — не хватало рабочих рук. Поэтому для наземного транспорта зачастую довольствовались теми дорогами, что имелись. Да и вообще, организовать автобусное сообщение — это надо выбрать подходящие дороги, обустроить остановочные пункты и найти водителей, которые бы согласились ездить по зачастую разбитым гравийкам и грунтовым трассам. А для самолета достаточно было грунтовой полосы, которая осталась от какого-нибудь партизанского или сельскохозяйственного аэродрома.
А кроме того, стоимость авиабилетов была соизмерима с возможностями населения.
На смену старым самолетам в 70-х годах приходят Як-12, Ан-2. Увеличивается регулярность и география пассажирских рейсов. Например, авиационными маршрутами с городом Могилевом связаны районные центры Горки, Кричев, Климовичи, Костюковичи, Хотимск, Бобруйск.
С начала восьмидесятых годов местная авиация постепенно начинает «скукоживаться». Закрывались аэродромы, отменялись рейсы; самолеты Ан-2 перешли в сельскохозяйственную авиацию. Появление хороших автодорог сделали необходимость в самолетных рейсах все менее очевидной.
Уважаемые читатели! Нам удалось найти совсем немного информации о Климовичском аэропорте. Если у кого-то есть какие-либо сведения, сохранились документы или фотографии, просим поделиться ими с редакцией районки для продолжения темы.