Если вы собрались что-то построить на своем приусадебном участке, не торопитесь. Вначале изучите законодательство. Ведь здесь, как оказывается, не все просто.
Какие правила необходимо соблюдать, чтобы все было по закону, мы попросили рассказать начальника отдела архитектуры и строительства райисполкома Андрея Чунаева.
— Первым шагом для застройщика является обращение в местный исполнительный и распорядительный орган с заявлением о предоставлении земельного участка, — уточняет специалист. — После следует его государственная регистрация. Затем предстоит определить необходимый перечень, технические характеристики и примерную площадь объектов, которые хозяин собирается разместить на участке. Следующий шаг — обращение в местный исполнительный и распорядительный орган с заявлением о выдаче разрешительной документации на возведение одной или нескольких капитальных построек. Получив на руки разрешительные документы, застройщик обращается в проектную организацию для разработки проектной документации. Кстати, проект должен быть согласован в установленном порядке. Вот только теперь гражданин может приступать к возведению объекта. Следует помнить, что капитальное строение должно быть возведено в течение 3 лет с даты осуществления государственной регистрации права на земельный участок. Срок строительства может продляться, но не более чем на два года. Все зависит от причин такого шага.
Если у человека нет возможности завершить строительство в установленные сроки, он должен законсервировать объект. Такая процедура может быть проведена только один раз на срок, не превышающий трех лет.
Некоторые недобросовестные граждане занимаются самовольным строительством. Что это такое? Понятие самовольного строительства и его последствия определены в статье 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Самовольное строительство — деятельность лица по созданию или изменению недвижимого имущества путем строительства, реконструкции (пристройки, надстройки, перестройки) капитального строения (здания, сооружения), если она осуществлена:
на самовольно занятом земельном участке;
на земельном участке, используемом не по целевому назначению либо предоставленном государственным органом, не имеющим полномочий на принятие соответствующего решения, и (или) без проведения аукциона, когда предоставление земельного участка возможно только по результатам аукциона, и (или) предоставленном с нарушением установленной очередности предоставления земельных участков, и (или) без предварительного согласования места размещения земельного участка, если в соответствии с законодательными актами требуется его проведение;
без получения необходимых разрешений на строительство, реконструкцию либо без проектной документации в случаях, когда необходимость ее подготовки предусмотрена законодательством, либо с существенными нарушениями градостроительных и строи-тельных норм и правил, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
При этом под существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил понимаются нарушения, которые могут создать потенциальную угрозу нарушения прав и охраняемых законодательством интересов других лиц, жизни или здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц, нарушить установленные утвержденной градостроительной документацией регламенты использования территории, а также причинить вред окружающей среде, снизить эксплуатационную пригодность объекта.
Лицо, осуществившее самовольное строительство, не приобретает права собственности на самовольную постройку и не вправе пользоваться и распоряжаться самовольной постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Решения в отношении самовольной постройки (ее сносе либо сохранении) уполномочены принимать местные исполнительные и распорядительные органы.
При самовольном строительстве на самовольно занятом земельном участке местным исполнительным и распорядительным органом принимается, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, решение о возврате самовольно занятого земельного участка, сносе самовольной постройки и приведении земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние в порядке, предусмотренном законодательством об охране и использовании земель.
При самовольном строительстве, в том числе при приобретении лицом земельного участка с расположенной на нем самовольной постройкой (в случаях использования земельного участка не по целевому назначению либо с вышеуказанными нарушениями порядка предоставления земельных участков) областным (Минским городским) исполнительным комитетом принимается в отношении земельного участка решение в порядке, предусмотренном законодательством об охране и использовании земель, а также, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, одно из следующих решений:
о сносе самовольной постройки и приведении земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние с определением в таком решении сроков выполнения этих действий;
о приведении самовольной постройки в прежнее, до осуществления самовольного строительства, состояние с определением в таком решении сроков выполнения этих действий.
Но в данном случае за лицом, осуществившим на земельном участке, предоставленном в частную собственность либо пожизненное наследуемое владение, самовольное строительство (в том числе за законным приобретателем) по решению суда может быть признано право собственности на самовольную постройку, если сохранение самовольной постройки не влечет существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил. Признание судом права собственности на самовольную постройку является основанием для принятия местным исполнительным и распорядительным органом решения о продолжении строительства (принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке) и о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном законодательством об охране и использовании земель.
При самовольном строительстве, в том числе в отношении законного приобретателя (в случаях строительства без получения необходимых разрешений на строительство, либо без проектной документации, либо с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил) местным исполнительным и распорядительным органом принимается, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, одно из следующих решений:
о продолжении строительства (принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке) — если сохранение постройки не влечет существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил;
о сносе самовольной постройки и приведении земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние с определением в таком решении сроков выполнения этих действий — если сохранение постройки влечет существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил;
о приведении самовольной постройки в прежнее, до осуществления самовольного строительства, состояние с определением в таком решении сроков выполнения этих действий — если сохранение постройки влечет существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил.
Обжалование в установленном порядке решения местного исполнительного и распорядительного органа приостанавливает его исполнение.
Снос самовольной постройки, приведение земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние или приведение самовольной постройки в прежнее, до осуществления самовольного строительства, состояние на основании вступившего в силу решения местного исполнительного и распорядительного органа выполняется лицом, осуществившим самовольное строительство, либо законным приобретателем, либо за счет таких лиц. В необходимых случаях взыскание затрат на осуществление сноса самовольной постройки или приведение постройки в прежнее, до осуществления самовольного строительства, состояние, приведение земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние производится в судебном порядке.
Самовольное строительство объекта влечет наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо — от двадцати до пятисот базовых величин. Следует помнить, что привлечение к административной ответственности и факт уплаты штрафа лицом, совершившим административное правонарушение, не является основанием для узаконивания самовольной постройки.
Для получения разъяснений по вопросам получения разрешительной документации на строительство (реконструкцию), в том числе капитальных строений на приусадебных участках, можно обратиться в отдел архитектуры и строительства райисполкома (г. Климовичи, пл. 50 лет Великого Октября, 2, кабинеты № 307, 306, тел.: 7-78-18, 7-78-14).