Лукашенко: время ставит перед системой образования беспрецедентный вызов.
Время ставит перед системой образования беспрецедентный по своей серьезности вызов. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил 24 августа во время выступления на Республиканском педагогическом совете.
Глава государства отметил, что с последнего подобного мероприятия прошло четыре года, причем последние два из них были непростыми и для страны, и для системы образования. «Очень важно, что вы приехали со всех уголков Беларуси», — обратил он внимание.
«Много было испытаний. Это и пандемия, которая создала стрессовые условия и заставила на ходу перестраивать учебный процесс. Это и политические события, которые затронули работников системы образования не меньше, чем силовиков и государственных служащих. И сегодня я благодарю недрогнувших и в вашем лице всю нашу педагогическую общественность за профессионализм, преданность своему делу и гражданскую позицию, от которой зависело многое», — подчеркнул Президент.
Вопрос государственной важности — Лукашенко заявил о предстоящей перезагрузке системы образования.
«Уроки усвоены. Случившиеся события предопределили глобальность тех вопросов, которые мы вынесли на этот педсовет. Нам предстоит перезагрузить систему образования. Сегодня это вопрос государственной важности», — подчеркнул Глава государства.
Президент напомнил о древней мудрости: после хлеба самое важное для народа — это школа. «Не умаляя роль семьи, мы все с вами хорошо понимаем, что именно воспитатель и учитель стоят у истоков формирования народа как единой нации. Наука это называет национальной идентичностью. По-простому это патриотизм», — сказал Президент.
Он отметил, что в этом понятии много смыслов: любовь к Родине, уважение к достижениям прошлого, приверженность традициям, почитание старших поколений и гордость за успехи современников, стремление внести свой вклад в историю страны.
«Вы в очередной раз подтвердили, что образование — это не сфера услуг, не бизнес, а оплот нашей государственности, социально значимая отрасль экономики», — сказал Александр Лукашенко.
«Вы сделали все, чтобы наши детишки учились, когда мы ничего не знали про вирус и было страшно выходить на работу. Знаю, какие угрозы сыпались в ваш адрес, когда начались бунты и блицкриг, особенно в Минске. В условиях травли вы мужественно делали свою работу: учили, воспитывали, терпеливо общались с агрессивно настроенными родителями», — обратил внимание Александр Лукашенко.
По его словам, во многом благодаря работникам системы образования удалось удержать подростков от противоправных действий, пусть и не всех. «Вы чуть ли не за руку их ловили. Эти дети, их родители сегодня должны сделать выводы и по-новому взглянуть на миссию учителя, его роль в судьбе народа и нашей страны», — убежден Глава государства.
Лукашенко: школа не может быть вне политики, но политика там может быть только государственная.
«Вопрос, который сегодня, как говорится, висит в воздухе: должна ли школа участвовать в политической жизни страны? Ответ однозначный: школа не может быть вне политики. Вообще политики не бывает без школы. Но политика там должна быть только одна — государственная. Флаг и гимн — государственные. И давайте прекратим разговоры на эту тему», — подчеркнул Александр Лукашенко.
Президент отметил, что такую же государственную политику проводят во всех уважающих себя странах — от США до Китая, включая Россию. Глава государства уверен, что профессионалы это понимают.
«Как понимают и то, что гражданская и жизненная позиция педагога, его участие в общественной или политической жизни страны — это пример, на котором воспитываются не только ученики, но и учителя. Школа воспитывает не только учеников, но, что гораздо сложнее, перевоспитывает очень многих родителей. Ведь мы с вами прекрасно знаем, что любые фундаментальные знания должны подтверждаться примерами из жизни. В общении с детьми не избежать анализа событий прошлого и настоящего, их оценки с позиции интересов государства, в котором живем. Что это, если не политика? — спросил белорусский лидер. —Это даже основа, фундамент любой политики. Но он закладывается нами в школе».
Александр Лукашенко подчеркнул, что патриота может воспитать только патриот. По его мнению, в этом вопросе не имеет значения, какой предмет преподает учитель. «Можно и задачу по химии сформулировать так, что ребенок будет гордиться своей страной. И наоборот, — убежден он. — Почему так ставлю вопрос? Потому что часть нашей молодежи, получив образование здесь, стремится уехать за рубеж. Не все, но тенденция настораживает. Ведь те, кто уезжает, отрываются — это самое страшное — от своих корней. Хорошо, когда едут за новым опытом, знаниями, чтобы применить их на Родине. И то надо внимательнее посмотреть, кто и чему их там учит».
Президент обратил внимание, что зачастую в соседних странах белорусским студентам вкладывают в голову не столько новые знания, а другую идеологию, делают из них идейных противников белорусского государства. Это подтвердили события начала пандемии. Из Польши после введения карантина была выдворена белорусская учащаяся молодежь. В родной же стране, которая без проблем приняла их домой, они решили выступить за разрушение государства.
Александр Лукашенко отметил, что, с одной стороны, белорусские педагоги выпускают из школ перспективных студентов и готовят высококлассных специалистов, которые ценятся за рубежом. Эту работу он оценил на «десятку». С другой — есть пробелы в воспитательной функции учреждений образования. «Какую оценку мы с вами должны поставить себе за патриотическое воспитание детей? Наверное, до 10 мы с вами не дотягиваем. Об этом говорят факты. Все наши косяки, негативные события прошлого года —это наши школьные косяки», — добавил Глава государства.
Лукашенко: все эти разговоры, что мы упустили молодежь, — близки к демагогии.
Последние события в Беларуси заставили обратить внимание на одну из главных функций образовательного процесса —подчеркнул Президент.
В то же время Глава государства отметил: серьезных, катастрофических проблем в этой сфере нет. «Все эти разговоры, что мы упустили молодежь, — министр настаивает, что это сплошная демагогия. Я так не скажу, но близко к этому. Молодежь во все времена одинаковая — бунтарская, порой радикальная, но в большинстве — конструктивная. Все это молодость», — сказал Александр Лукашенко.
Вместе с тем, по словам Президента, объективно прошлый год показал, что есть предпосылки, которые могут привести к непоправимым последствиям. «Чем меньше остается тех, кто был воспитан на ценностях советского времени, тем острее мы это ощущаем, — убежден он. — В чем-то мы расплачиваемся за реформы 90-х. Во многих процессах не последнюю роль сыграли внешние силы. Вспомните программы Сороса. Мы вовремя свернули их здесь, но след остался. Свою лепту вносит и цифровизация — дети ушли с головой в интернет, а там, сами знаете, кто и как их воспитывает».
«Но сейчас не об этом. Нет цели искать виновных. У нас с вами глобальная задача: найти и заполнить пробелы в воспитательном и образовательном процессе. Честно признаться, где мы недоработали. Засучить рукава и сделать все, чтобы нам не страшно было передавать страну тем, кто завтра выйдет за порог школы, техникума или вуза», — добавил Глава государства.
От Президента до нянечки в детском саду — Лукашенко назвал ответственных за воспитание детей.
На Республиканском педагогическом совете Александр Лукашенко высказался о спорах на тему распределения ответственности в воспитании детей.
«Я скажу так: от Президента страны до нянечки в детском саду, мы все: общество, школа, родители — отвечаем за нравственное и духовное развитие детей. Других вариантов нет и быть не может», — заявил Александр Лукашенко.
Глава государства отметил, что, когда человек выбирает профессию учителя, он, как говорил известный советский педагог Василий Сухомлинский, должен отдать детям свое сердце.
«Если вы уж приобрели это имя — учитель, отдавайте свое сердце. Настоящий учитель никогда не будет разделять ответственность за ребенка между школой и семьей. Он и родителей вовлечет в процесс, сделает их союзниками на период всего обучения, — обратил внимание Президент. — А то, что происходит сегодня, никуда не годится. Некоторые родители вдруг решили, что могут смотреть на учебный процесс и на воспитание ребенка со стороны. Не обижайтесь, но среди учителей есть такие, кто сводит урок к механической отработке темы, перекладывая все остальное на родителей».
В Беларуси начинают развивать проект «Родительские университеты». Это известная форма работы с родителями. «Ну а кто им поможет в вопросах воспитания ребенка, если не учителя с профессиональными знаниями педагогики, психологии, дидактики? Такую практику надо распространить на всю систему. И родители, которые привыкли стоять у порога учительской и выяснять отношения с учителями, пусть идут на тематические собрания и начинают работать со школой в тандеме. Учеба ребенка, его адаптация, социализация в школе — это же и ответственность родителей», — подчеркнул Глава государства.
Очень многое зависит от семьи, ведь отношение к учебе и учителю формируется там, отметил Александр Лукашенко. Президент считает, что ребенку всегда будет комфортно и в детском саду, и в стенах школы, если родители изначально настроены к воспитателям и педагогам позитивно.
«Но, прежде чем требовать что-то от учителя, родители пусть сначала ответят на вопрос, что они сделали для школы, в которой ребенок порой проводит больше времени, чем дома. Читай, что они сделали для своего ребенка», — заметил белорусский лидер.
Лукашенко призвал родителей с пониманием отнестись к требованиям школы в вопросах безопасности детей.
«Министр доложил о принятых мерах по наведению дисциплины и порядка в школах. Это правильно и напрямую связано с вопросами безопасности детей. Призываю в первую очередь родителей отнестись к требованиям школы с должным пониманием», — сказал Александр Лукашенко.
Президент подчеркнул, что быть единомышленниками в теме безопасного поведения детей в интернете — в общих интересах родителей и государства. «Все, что там происходит, — это, конечно, виртуальная, не настоящая жизнь. Но последствия таких явлений, как буллинг, троллинг, груминг, и прочих угроз вполне реальны. Повторяю: ответственны мы все. Если, не дай Бог, ребенок подвергается травле в сетях, да и в живом общении, то вопросы есть и к родителям, чьи дети ведут себя неадекватно, и к классному руководителю, который отвечает за психологический климат в коллективе», — отметил Глава государства.
Для этого, по его словам, надо больше времени уделять общению с детьми вне школьных занятий. «Да, это непросто, учитывая занятость и бешеный ритм жизни современного взрослого человека. Но цена наших усилий — безопасность детей. В конце концов — их будущее и судьба страны, — обратил внимание белорусский лидер. — Отнеситесь серьезнее к шестому школьному дню. Когда он наполнен спортивными, культурными мероприятиями, в них вовлечены в том числе родители, когда все организовано интересно и с душой — школа и семья объединяются. Вы знаете, это дорогого стоит».
Лукашенко: эксперименты с учебниками должны быть прекращены.
На педагогическом форуме Ггосударства высказался о содержании школьной программы. «Министерство отчиталось, что программы и учебники обновлены. И в истории нашей независимости мы делаем это с завидной регулярностью», — отметил он.
Александр Лукашенко напомнил, что отдельные советские учебники выдержали более 20 переизданий, отмечались госпремиями, были написаны ярким, живым языком с учетом возрастных особенностей школьников. Они также были последовательными, логичными и увлекательными, а их содержание имело выраженную развивающую и воспитательную составляющую.
«А что сегодня? Претензий к современным учебникам по-прежнему тьма. В том числе и со стороны вас, практикующих педагогов. Так быть не должно. Эксперименты с учебниками должны быть прекращены. И вас, учителей в том числе, призываю: доведите до ума то, что написано, и тогда уже будете отчитываться. Надеюсь, что на моем уровне разговор про учебники последний», — подчеркнул белорусский лидер.
Лукашенко: лучшей формы обеспечения госзаказа, чем целевой набор, не придумано
«Все хорошо знают, что лучшей формы обеспечения госзаказа, чем целевой набор, на сегодняшний день не придумано. Такая форма работы себя абсолютно оправдала», — сказал Президент.
По его словам, есть поручение руководителям промышленных предприятий, сельскохозяйственных организаций, отраслей экономики расширить эту форму работы. «Тем более что проблем с выбором вузов для подготовки кадров у заказчиков точно быть не должно», — отметил Глава государства.
Лукашенко: авторитет учителя должен быть непререкаем.
Глава государства назвал актуальнейшим вопрос о статусе педагога. «Мы все заинтересованы в том, чтобы авторитет учителя был непререкаем. И в глазах учеников, и среди родителей, и в обществе. Без этого даже смысла нет говорить о решении глобальных задач, которые стоят перед системой образования», — подчеркнул белорусский лидер.
«С 1 января 2022 года мы должны найти возможность значительно простимулировать в материальном плане работу классных руководителей и кураторов групп учреждений профессионально-технического и среднего специального образования. Поручаю правительству в ближайшее время внести соответствующие предложения», — сказал Глава государства.
Он также поручил подумать и доложить, как можно поддержать специалистов дошкольных учреждений. «Труд воспитателей и их помощников такой же сложный и очень важный», — подчеркнул он.
«Все, что мы сможем себе позволить, учитывая возможности экономики страны, мы сделаем», — заверил белорусский лидер.