Подведены итоги областного конкурса-выставки «Белорусский народный костюм Могилевщины», организованный Могилевским областным центром народного творчества и культурно-просветительской работы.
Дипломом 1 степени в номинации «Лучший традиционный реконструированный костюм» награждены методист-мастер районного Дома ремесел Татьяна Михайловна Сапожкова и учитель декоративно-прикладного искусства ГУО «Климовичская детская школа изобразительных искусств» Наталья Викторовна Семченко.
Как рассказала методист-мастер районного Дома ремесел Татьяна Сапожкова, чтобы воссоздать традиционный женский костюм Климовщины первой половины ХХ века, она провела большую работу с материалами фондов районного краеведческого музея. Наряды, которые были взяты за основу, тоже из фондов. Женскую сорочку в музей передал Владимир Миронов, сарафан — Софья Богачева, а фартук — Анна Рябцева. Все эти предметы одежды поступили в музей в разные времена. А в этом году вещи слились в один традиционный костюм.
Закупив льняную ткань и нити для вышивки, мастерицы принялись за работу. Татьяна Михайловна делала выкройки, строго соблюдая все параметры оригинальных предметов одежды, а потом аккуратно шила вручную. Вышивку на все предметы одежды наносила Наталья Семченко. А сейчас немножко о самом процессе реконструкции костюма.
— Основу этого женского народного костюма составляет сорочка с прямыми плечевыми вставками по утку, и прямым рукавом, — рассказывает Татьяна Сапожкова. — Станина сорочки выполнена из двух полок и имеет только один боковой шов. Между передним и задним полотнищем станины сорочки вшиты плечевые вставки — полики. Рукава выкроены во всю ширину холста. Свободу облегания рукава обеспечивает вставка — ластовица — между рукавом и станиной. Горловина собрана мелкими равномерными стежками швом «вперед иголку» и стянута, обшита узкой полоской ткани. Пазух сорочки — прямой разрез по центральному полотну станины сорочки, длина которого опускается ниже груди. Края разреза подгибались и подшивались мелкими стежками.
Орнаментальная отделка традиционно концентрировалась на оплечьях возле швов, соединявших полики с рукавами. Узорчатые бордюры не одинаковые — на рукавах они более широкие, чем на поликах. Для отделки применялся геометрический орнамент, а для его изображения использовались нити мулине красного цвета. Техника исполнения — вышивка протяг — шитье «вперед иголку».
Сарафан изготовлен из клетчатой ткани фабричного изготовления. Отрезной перед лифа сверху присобирался и обшивался широкой поперечной планкой, а низкую спинку с глубоким треугольным вырезом, образованным цельнокроенными лямками, с обратной стороны дублировали полотном. Юбка, пришивающаяся к лифу, собиралась из двух полотнищ ткани, поставленных поперек. Верхние кромки полотнищ присобирались сзади и по бокам, при этом верх нижнего полотнища сначала обшивался цветной лентой фабричного изготовления, потом присобирался и нашивался на нижний край верхнего полотнища. Для сшивания одежды использовали шов «назад иголку».
Фартук сшит из покупной ткани, из двух полотнищ, и украшен на низу широким бордюром ромбо-геометрического орнамента, который через множество узких полосок переходит к белому верхнему полю. Для оформления низа фартука использовали кружево ручной работы. Техника исполнения — вышивка продольным набором — представляет собой орнаментальную полосу — бордюр, образованный определенным количеством рядов шва «вперед иголку», которые выполняются вдоль орнаментальной полосы по счету нитей ткани. Узор образуется последовательным чередованием лицевых и изнаночных стежков необходимой длины. Набор — двусторонняя вышивка.
Платок выполнен из хлопчатобумажной ткани, вышивка продольным набором шва «вперед иголку».
В заключение хочется сказать, что традиционная крестьянская одежда — это гармоничная система соотношений и взаимосвязи материала, кроя, способа пошива и декора. Костюм женщины, жившей в первой половине ХХ века на Климовщине, говорит о трудолюбии, доброте и красоте ее обладательницы.
Вероника Левит.