В нынешнем здании редакции районной газеты в конце ХIХ — начале ХХ века располагалась Климовичская тюрьма. О ней писал Сергей Ярославцев в своем очерке «Город Климовичи Могилевской губернии» в 1914 году.
В рукописи говорится о том, что «…кругом бульвара и поблизости от него, на прилегающих улицах, расположено большинство Климовичских учреждений и главные магазины. По ту и другую сторону его, одно против другого, стояли два старых каменных двухэтажных здания. В одном из них размещалось казначейство и полицейское управление, а в другом — тюрьма…»
Автор рукописи заинтересовался рассказом тюремных смотрителей о провале, образовавшемся в 1897 году под полом одной из камер тюрьмы: «…из подробных расспросов старых смотрителей выяснилось следующее: лет 17 назад, во время ремонта, под полом одной из камер нижнего этажа образовался провал. Собравшиеся смотрители заглянули в этот провал и заметили там обширную комнату. По сторонам стояли большие дубовые шкафы и полки, уставленные толстыми книгами.
Начальник тюрьмы г. Мартиновский отослал смотрителей, запер камеру и отправился с докладом к исправнику, который распорядился немедленно самым тщательным образом засыпать щебнем и мусором и залить цементом образовавшееся подземелье, отнюдь ничего там не трогая».
Сергей Ильич предположил, что на этом самом месте, где была тюрьма, мог находиться монастырь ордена доминиканцев, который существовал в городе в 1626 году.
Согласно Памятным книжкам Могилевской губернии с 1892 года начальником Климовичской тюрьмы был Иван Мартиновский, а в 1904 году его сменил Сергей Бардовский. В 1910 году начальником тюрьмы являлся надворный советник Яков Валюжинич, в 1911 году — Иван Егоров, а в 1913 — Василий Сакович.
Климовичский краеведческий музей не располагает большей информацией о тюрьме.
В этом году в социальной сети «ВКонтакте» в группе «Коллекционер РБ» жителем райцентра был выставлен на продажу знак тюремного надзирателя с надписью «Климовичская тюрьма» (на снимке).
У раритета — хорошая сохранность, скорее всего, он хранился у кого-то дома в коробке.
К большому сожалению, владевший раритетом житель нашего города даже не рассматривал вариант о передаче предмета в фонды краеведческого музея.
Знак тюремного надзирателя представляет собой овальную бляху, которая крепилась к одежде при помощи булавки. Так как тюрьмы находились в ведении Министерства юстиции, на них изображался столп с надписью «Законъ», увенчанный императорской короной в обрамлении названия тюремного учреждения.
К началу XX века в Российской империи функционировало около 20 тысяч тюрем и различных арестных помещений. Размеры блях составляли 60 на 40 миллиметров. Изготавливались из латуни.
В указе от 1885 г. «Об обмундировании нижних чинов, старших и младших надзирателей, стражников, вахтеров, ключников» говорится о том, что на левой стороне груди носится медная бляха с наименованием тюрьмы, а их форма утверждена Министерством внутренних дел. Эти знаки были стандартного размера, носились на булавке.
В книге Г.Мельника и И.Можейко «Должностные знаки Российской Империи» указывается, что знаки были стандартными, но имелись и исключения — это когда их изготовлением занимались частники.
Знаки, носимые на шее на широких цепях, принадлежали высоким чинам, а на тонких цепочках или прикрепленные короткой цепочкой к булавке носили лица невысокого чина.
Бляхи были обычно знаками низших чинов от носильщика до лесника. И если такие бляхи «проникали» в такие ведомства, как полицейское, то означали всегда рядовой состав или унтер-офицерский, тем более, если на знаке выбивался номер служителя.
Ношение формы за пределами тюрьмы считалось необязательным. Министерство пошло навстречу пожеланиям надсмотрщиков мужских и женских тюрем, которые полагали, что вид черных мундиров не вызовет симпатии у местного населения.
Домой Актуально