Не так давно Министерство здравоохранения Республики Беларусь на Национальном правовом интернет-портале опубликовало инструкцию о порядке организации деятельности службы скорой медицинской помощи, утвержденную постановлением Минздрава от 4.01.2020 № 2. В чем ее суть?
Как рассказал старший фельдшер отделения скорой медицинской помощи УЗ «Климовичская ЦРБ» Дмитрий Королевич, данная инструкция определяет структуру, задачи и режимы функционирования, порядок деятельности службы скорой медицинской помощи, а также систему управления службой СМП и ее взаимодействие с бригадами неотложной медицинской помощи амбулаторно-поликлинических организаций здравоохранения. Изменен норматив времени прибытия бригад к пациентам. Сейчас максимальное время ожидания бригады скорой помощи по экстренным вызовам не должно превышать 20 минут с момента звонка по номеру 103 (раньше — 15 минут), в иных населенных пунктах — 35 минут (раньше — 30 минут). Также увеличилось время ожидания по неотложным вызовам — с максимальных 60 минут до 75 минут в городе и 90 минут в сельской местности.
Изменилась и классификация вызовов. Раньше было три вида: экстренные, срочные и неотложные. Сейчас остались две категории — экстренные и неотложные. Чем они отличаются? К экстренным вызовам относятся случаи, когда медицинская помощь необходима в угрожающих жизни состояниях. Поводом для такого вызова является пожар, чрезвычайная ситуация, потеря пациентом сознания, отравление химическими веществами или лекарственными средствами, повешение, утопление, обширный ожог, глубокие и обширные раны, ДТП с пострадавшими, электротравма и др. Неотложные вызовы — когда состояние, при котором требуется оказание медицинской помощи, на момент ее оказания не является жизнеугрожающим. Это значительное изменение артериального давления, персистирующая аритмия, аллергия, боль в животе, спине, грудной клетке, кровотечение (желудочно-кишечное, маточное, носовое), повышение температуры тела у детей в возрасте до 3 лет, высокая температура (выше 39, 5 градусов С) у лиц старше 18 лет при отсутствии эффекта от приема пероральных жаропонижающих лекарственных средств, пищевое отравление и др.
Граждане с ограниченными возможностями слуха и речи имеют возможность обратиться в службу СМП через SMS-сообщение по номеру телефона + 375447874903. Текстовое сообщение должно содержать следующую информацию: фамилия, имя, отчество, возраст, точный адрес и повод для вызова.
Граждане, позвонившие по номеру 103, во время разговора с диспетчером должны четко отвечать на задаваемые вопросы и не занимать лишнее время, чтобы бригада СМП могла в максимально короткие сроки выехать по нужному адресу.
Пациент, вызвавший бригаду скорой медицинской помощи, должен подготовиться к ее приезду. Первое, что нужно сделать, это приготовить паспорт. Согласно новой инструкции некоторые паспортные данные вносятся в журнал записи службы СМП. Также необходимо найти все возможные выписки, кардиограммы, снимки и по возможности записать название принимаемых лекарств или выложить их на видное место. Если человек живет в районе, где трудно ориентироваться, например, в частном секторе, можно попросить кого-либо встретить машину бригады СМП. В многоквартирном доме необходимо позаботиться о том, чтобы дверь подъезда была открыта или заранее сообщить цифровой код двери. Помимо этого следует удалить из двора и комнат, куда будут проходить медицинские работники, животных, даже если они «мирные и не кусаются». Желательно выключить все посторонние источники шума. Если пациент перед приездом «скорой» принимал алкоголь, сильнодействующие препараты, необходимо обязательно сообщить об этом медработникам. Ни в коем случае не утаивать и не занижать дозу: алкоголь существенно искажает клиническую картину, а его сочетание с медикаментами, применяемыми сотрудниками СМП, может привести к непредсказуемым последствиям. Не лишним будет, если пациент (с помощью родственников, друзей) заранее подготовится к возможной госпитализации — соберет самые необходимые вещи. Следует помнить, что использование бригады СМП для консультаций, решения социальных и бытовых проблем, в качестве такси для доставки пациента в больницу на плановую госпитализацию недопустимо. А еще сотрудники «скорой» не назначают лечение пациентам, не оказывают медицинскую помощь по назначению врачей-специалистов других организаций здравоохранения (кроме введения обезболивающих средств пациентам с онкологическими заболеваниями в нерабочее время амбулаторно-поликлинических организаций здравоохранения), не выдают листки нетрудоспособности и справки о временной нетрудоспособности, не выписывают рецепты на лекарственные средства.
Гражданин, преднамеренно совершивший ложный вызов «скорой помощи», а также допустивший какое-либо правонарушение в отношении работников бригады, может быть привлечен к административной, а в отдельных случаях — и уголовной ответственности.
При поступлении обращения в службу СМП, которое не является поводом для выезда бригады скорой медицинской помощи, фельдшер или медсестра по приему вызовов службы СМП дает пациенту рекомендации, в какую государственную организацию здравоохранения ему необходимо обратиться за получением медицинской помощи.
При обращении в службу СМП третьих лиц для регистрации вызова бригады СМП на адрес проживания или пребывания пациента с неизвестным местонахождением и при отсутствии достоверных данных о внезапном возникновении у пациента заболеваний, состояний или обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу для жизни пациента или окружающих, требующих экстренного медицинского вмешательства, регистрация вызова также не осуществляется.
Вероника Левит.