Пожалуй, оно и так: именно плуг, подготовка почвы открывают путь сеялке, начинают посевную кампанию. Сев яровых зерновых культур скоротечен, завершается в пару недель, но посевная кампания обычно продолжается аж до июня. Ведь ждут своей очереди кукуруза, зернобобовые, овощные, крупяные культуры и т. д. Так что у плуга дел хватает.
На протяжении ряда лет в ОАО «Племзавод «Тимоново» пахотой занимаются механизаторы Александр Михеенко и Антон Далецкий. Оба работают на энергонасыщенных тракторах (Атлес-946 и Беларус-3022) с восьмикорпусными оборотными плугами.
Эти механизаторы друг друга стоят: многоопытные, передовики производства — именно в честь их в тот майский день (4 мая) был поднят флаг возле административного здания племзавода (фамилия Антона Далецкого, кстати, занесена также на районную Доску почета). Сами же они трудились на полях под Красавичами.
Просто любо-дорого смотреть, как работает в поле современная умная и мощная техника. Вот идут друг за другом два трактора, а за ними стелется полоса вспаханной земли — считай, семь метров на двоих. Дошли до края поля, развернулись и — рраз! — корпуса плугов поменялись местами: нижние — верху, верхние — внизу; пошли трактора пахать в обратную сторону, нарезая ломти земли рядом с предыдущими. Быстро, экономно по времени, и пахота ровная, красивая.
— Тут главное плуг отрегулировать, а как пройдешь ровненько первую борозду, то тогда уже все просто, дело, как говорится, за техникой, — поясняют механизаторы. — Колесо плуга идет по крайней борозде, вот и получается ровная пахота.
— Сколько за день делаете?
— Гектаров по восемнадцать-двадцать выдаем.
— А как насчет схитрить? Глубину, там, меньше поставить или отвал пошире? Глядишь, за день побольше гектаров набегаете?
— Э-э — нет! Такой номер не пройдет! — смеются механизаторы. — Агроном приедет, замеряет — тогда, считай, день впустую. Должны, конечно, не останемся, но и ничего не получим. А мы пришли не просто поработать, а чтобы заработать.
— А сколько заработаете? Сами прикинуть можете? С расценками знакомы?
— Знакомы. Конечно, знакомы. Сейчас самое денежное время. Это зимой не разгонишься.
Рабочий день начинается рано. Технику в Тимоново не гоняют — оставляют на базе в Высоком. А оттуда уже она разъезжается по ближайшим полям. До Высокого механизаторов подвозят на машине. В поле доставляют горячие обеды.
Кстати, Антон Далецкий трудился, можно сказать, в своих родных местах: он сам из Высокого, но сейчас с семьей живет в Тимоново.
Рабочий день длинный. Работа однообразная, монотонная; дело привычное: все выработано до автоматизма. Как скрашивают трактористы время? Чем заняты мысли?
— Музыку слушаем, — в раздумье говорит Антон Далецкий. — А мысли — обо всем, О разном. О доме — что нужно сделать и как это сделать. Вчера, например, картошку посадили.
— Это когда же успели? Рабочий день ведь был? — удивленно смотрю на мужчину.
— А вот после работы и успели. В восемь часов вечера приехал, и дотемна сажали (у соседа взял коня). Дома ведь тоже весна, и там посевную никто не отменял.
— Мы же на селе живем, без хозяйства нельзя, — поддерживает коллегу Александр Михеенко.
Честно говоря, в груди немного защемило. Героические сельские люди! Терпеливые трудяги. Вы работаете по двадцать часов в сутки (включая свое подворье), и вот так вот напахавшись (в прямом и переносном смысле) на производстве, также пашете дома. И не ропщете, и не требуете к себе какого-то особого внимания. Вы просто делаете свое дело. Честно. Добросовестно. Ответственно. Вы обеспечиваете продовольственную безопасность страны.
…Возвращаясь назад, мы увидели еще одну отрадную картину: на зеленеющем широком поле под Тимоново паслись стада коров. Даже успели сфотографировать пастухов: молодых парней Алексея Моложина и Василия Дворякова. Они лихо гарцевали на лошадях, перегоняя стадо на другую сторону дороги.
Начался пастбищный период.
Галина Цыганкова.