Внедрение электронных счетов-фактур стало очередным этапом развития в Республике Беларусь электронного документооборота.
В своей хозяйственной деятельности многие субъекты хозяйствования активно используют электронный обмен информацией с банками, государственными органами, контрагентами. С 1 июля 2016 года на территории Республики Беларусь начал действовать механизм функционирования электронных счетов-фактур.
Электронный счет-фактура (далее – ЭСЧФ) – это электронный документ, который в обязательном порядке должны использовать все плательщики налога на добавленную стоимость (далее – НДС), а также субъекты хозяйствования, у которых в соответствии с законодательством возникает обязанность выставления данного документа.
В инспекции по Климовичскому району практически все организации и индивидуальные предприниматели, обязанные выставлять ЭСЧФ, осваивают практику работы с электронными счетами-фактурами в автоматизированной информационной системе «Учет счетов-фактур», которая является информационным ресурсом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (Портал).
Для обеспечения бесперебойной работы субъектов хозяйствования налоговые инспекции Могилевской области оказывали и оказывают всяческое содействие плательщикам в освоении функционала на портале ЭСЧФ, проводят разъяснительную работу по методологии применения ЭСЧФ и порядку их заполнения.
При отсутствии на этапе внедрения у плательщика условий для ввода и отправки ЭСЧФ на Портал, в налоговых инспекциях по месту постановки плательщиков на учет предоставляется рабочее место на компьютерах, подключенных к сети Интернет. Кроме того, для разрешения проблемных вопросов организовываются разъяснительные мероприятия, на постоянной основе в каждой инспекции работают телефоны «горячих линий по ЭСЧФ».
В 2016 году нормы Налогового кодекса позволяют плательщикам не использовать ЭСЧФ при наличии технических проблем в строго определенных законодательством случаях.
Такой порядок применим в случае невозможности выставления, направления, получения ЭСЧФ:
— в связи с недоступностью Портала (в том числе из-за отсутствия электропитания и (или) выхода из строя оборудования (его части));
— в связи с недостаточностью ресурсов Портала;
— в связи с недоступностью и (или) отсутствием каналов связи с Порталом, включая недостаточность ширины каналов связи с порталом;
— в связи со сбоем в работе программного обеспечения (баз данных), используемого для обращения ЭСЧФ;
— выход из строя рабочего компьютера, на котором установлена учетная (бухгалтерская) система либо с которого осуществляется работа на Портале;
— отсутствие выхода в Интернет в связи с неполадками необходимого для этого оборудования у плательщика либо у провайдера;
— сбои в работе учетной (бухгалтерской) системы, повлекшие невозможность выставления (направления на Портал) ЭСЧФ;
— незавершенность доработки учетной (бухгалтерской) системы в части формирования, выставления (направления на Портал) ЭСЧФ на основе первичных учетных документов;
— отсутствие автоматизации учета.
При этом, все плательщики до 1 января 2017 года должны предпринимать все меры по устранению возникших обстоятельств, препятствующих формированию, выставлению (направлению на портал) ЭСЧФ.
Законом Республики Беларусь от 18.10.2016 № 432-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» уточняется механизм применения электронных счетов-фактур.
Так, с 1 января 2017 года в целях осуществления расчетов по НДС и применения налоговых вычетов по указанному налогу будут использоваться только электронные счета-фактуры, в связи с чем отсутствие данного электронного документа не позволит покупателю принять к зачету предъявленную сумму НДС.
Первичные учетные документы в целях осуществления налоговых вычетов по НДС применяться не будут.
В свою очередь, в случае невозможности выставления (направления) электронных счетов-фактур в связи с недоступностью либо ограничением работоспособности Портала, Налоговым кодексом установлена обязанность выставления (направления) ЭСЧФ в срок не позднее пяти рабочих дней со дня возобновления его работоспособности.