В рамках проведения единых дней информирования населения, встреч в трудовых коллективах от жителей района поступают вопросы, касающиеся применения Декрета Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Ситуацию комментирует начальник отдела налогообложения физических лиц ИМНС Республики Беларусь по Климовичскому району Галина Осмоловская. Часто встречается вопрос о сроках уплаты
сбора на финансирование государственных расходов. Согласно пункту 10 Декрета этот сбор уплачивается не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании извещения, которое вручается не позднее 1 октября.
В соответствии с пунктом 11 Декрета, гражданин, получивший извещение, вправе в течение 30 календарных дней со дня вручения извещения (т. е. до 10 ноября) представить в налоговый орган документы, свидетельствующие об отсутствии у него обязанности по уплате сбора за соответствующий налоговый период либо о неправильном исчислении налоговым органом суммы сбора. Указанные документы и пояснения рассматриваются налоговым органом в месячный срок (т.е. примерно до 10 декабря), и по ним принимается соответствующее решение.
Поговорим еще об одном случае. Согласно подпункту 5.1 пункта 5 Декрета гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период работы по трудовому договору (контракту) либо на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском (фермерском) хозяйстве). В этой связи нередко спрашивают: «Включается ли в период работы для признания гражданина участвующим в финансировании государственных расходов время нахождения в отпуске без сохранения заработной платы (соответственно, без уплаты подоходного налога) продолжительностью более 183 дней в календарном году?»
Подпунктом 5.9 пункта 5 Декрета Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» установлено, что гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период работы по трудовому договору (контракту). Соответственно, время нахождения в отпуске без сохранения заработной платы не включается в период участия в финансировании государственных расходов.
А вот еще случай. Женщина (гражданка Республики Беларусь) постоянно проживает на территории Российской Федерации, нигде не работает, находится на иждивении мужа. Договор найма жилого помещения заключен между мужем и арендодателем. Какие документы она должна предоставить в налоговый орган Республики Беларусь для подтверждения нахождения на территории Российской Федерации более 183 календарных дней?
Следует знать, что Декретом не установлен перечень документов, подтверждающих факт нахождения либо отсутствия человека на территории Республики Беларусь более 183 календарных дней в календарном году.
Вместе с тем для получения льготы в виде освобождения от уплаты сбора гражданину необходимо документально подтвердить факт его нахождения за пределами республики.
Так, день въезда (выезда) гражданина в Беларусь (из Беларуси) может быть определен на основании проездных документов, отметок, вносимых в документы, удостоверяющие личность, иных документов, позволяющих определить день въезда (выезда).
Если такие документы не позволяют однозначно определить время фактического нахождения гражданина на территории республики, такому лицу следует представлять в налоговый орган документы, подтверждающие место его фактического нахождения в течение календарного года, а также любые другие документы, которые могут служить основанием для определения места его фактического нахождения.
Это могут быть документы, удостоверяющие личность; копии документов, подтверждающих место жительства (при его наличии) на территории Беларуси или иностранного государства (копии договора купли-продажи, найма (поднайма) жилого помещения и другие); копии документов, подтверждающих получение на территории Беларуси или иностранного государства доходов по трудовым, гражданско-правовым договорам; копии иных документов, подтверждающих место фактического нахождения на территории республики или иностранного государства (жительства, пребывания, работы, службы, учебы) в течение календарного года; копии иных документов, подтверждающих въезд в Беларусь (выезд из Беларуси) и время пребывания на территории Беларуси или иностранного государства.
В случае непредставления документов, подтверждающих факт отсутствия на территории Республики Беларусь более 183 календарных дней в календарном году, либо в случае, если представленные документы не позволяют определить время отсутствия на территории республики, освобождение от уплаты сбора, предусмотренное подпунктом 3.1 пункта 3 Декрета, не может применяться.
Еще один пример. Гражданин работает так называемым «вахтовым методом» (15 дней в Российской Федерации, 15 дней в отпуске на территории Республики Беларусь). Согласно его пояснениям, временная регистрация не производится, так как она не требуется российским законодательством. В период работы гражданин живет в вагончике на территории стройки, соответственно, договора найма нет. Он готов предоставить справку российского работодателя с указанием периодов работы в течение налогового периода. Достаточно ли такого документа?
Как было изложено в ответе на предыдущий вопрос, гражданину следует представить в налоговый орган документы, которые могут служить основанием для определения места его фактического нахождения.
Одним из таких документов может (одновременно с представлением копии трудового или иного договора о выполнении работ) выступать справка российской организации – нанимателя, в которой содержится информация о времени фактического нахождения гражданина на территории Российской Федерации.
Поступает значительное количество обращений от граждан Республики Беларусь, проживающих за ее пределами и не планирующих приезд в 2016 году в Республику Беларусь, с вопросом, могут ли они представить документы, подтверждающие их пребывание за пределами страны более 183 дней по электронной почте на адрес налогового органа? Будут ли документы, предоставленные таким образом, являться достаточным основанием для аннулирования извещения на уплату сбора на финансирование государственных расходов?
Пунктом 11 Декрета установлено, что гражданин, получивший извещение налогового органа, вправе в течение 30 календарных дней со дня получения такого извещения представить в налоговый орган документы и (или) пояснения, свидетельствующие об отсутствии у него обязанности по уплате сбора за соответствующий налоговый период (например, в связи с фактическим нахождением на территории Республики Беларусь менее 183 календарных дней в налоговом периоде).
Поскольку Декретом не установлен порядок представления таких документов и (или) пояснений в налоговый орган, то гражданин вправе представлять их любым удобным для себя способом, в том числе по электронной почте на адрес электронной почты налогового органа.
Дополнительно обращаем внимание, что, несмотря на положения пункта 11 Декрета о представлении документов и (или) пояснений после получения гражданином извещения налогового органа, полагаем возможным информирование гражданином налогового органа о наличии права на льготы по уплате сбора и до вручения извещения.
Обсудим такую ситуацию. В соответствии с подпунктом 5.11 пункта 5 Декрета гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период, в течение которого гражданин, зарегистрированный по месту жительства в сельском населенном пункте или поселке городского типа, вел личное подсобное хозяйство. Подпадает ли под данную норму производство гражданином продукции пчеловодства?
В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь от 11.11.2002 № 149-З «О личных подсобных хозяйствах граждан» личное подсобное хозяйство граждан – форма хозяйственно-трудовой деятельности граждан по производству сельскохозяйственной продукции, основанная на использовании земельных участков, предоставленных для этих целей в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель.
Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности» пчеловодство (01250) отнесено к разделу «Сельское хозяйство» (01), соответственно, продукция пчеловодства является сельскохозяйственной продукцией.
Таким образом, гражданин, зарегистрированный по месту жительства в сельском населенном пункте или поселке городского типа, который более 183 календарных дней в календарном году на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, вел личное подсобное хозяйство, в том числе выразившееся в производстве продукции пчеловодства, не является плательщиком сбора.
Хочу обратить внимание индивидуальных предпринимателей на следующие обстоятельства. Подпунктом 5.2 пункта 5 Декрета не установлено ограничение по размеру уплачиваемых налогов для целей определения периода участия в финансировании государственных расходов лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Единственным условием выступает факт уплаты за соответствующий период осуществления предпринимательской деятельности налогов по такой деятельности.
Таким образом, если индивидуальным предпринимателем в течение отчетного квартала осуществлялась предпринимательская деятельность и за этот квартал произведена уплата налогов с такой деятельности (независимо от размера уплаченных налогов), то данный период включается в период участия в финансировании государственных расходов.
При этом еще раз обращаем внимание, что гражданин, осуществлявший предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя более 183 календарных дней в календарном году, не является плательщиком сбора, в том числе в случае, если сумма уплаченных им налогов в налоговом периоде составит менее 20 базовых величин.
Рассмотрим еще один случай. Гражданка (замужем, имеет ребенка 14 лет) зарегистрирована в поселке городского типа в доме родителей, которым предоставлен земельный участок, для строительства дома и ведения личного подсобного хозяйства. Освобождается ли она от уплаты сбора на финансирование государственных расходов? Что является документальным фактом подтверждения совместного проживания и ведения общего хозяйства с родителями?
В соответствии с подпунктом 5.11 пункта 5 Декрета гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период, в течение которого гражданин, зарегистрированный по месту жительства в сельском населенном пункте или поселке городского типа, вел личное подсобное хозяйство. Значит, гражданка освобождается от уплаты сбора.
Факт и период ведения личного подсобного хозяйства гражданином, которому (членам семьи которого) для этих целей предоставлен земельный участок, подтверждаются сельским (поселковым) исполнительным и распорядительным органом.
При этом для целей Декрета под членами семьи понимаются супруг (супруга), отец, мать (усыновители, удочерители), дети, в том числе усыновленные, удочеренные, а также родители супруга (супруги), проживающие совместно с ним (ней) и ведущие общее хозяйство. Важно, чтобы вышеназванная гражданка осуществляла ведение личного подсобного хозяйства на земельном участке не менее 183 календарных дней в календарном году.
Расскажу о случаях, при которых производится уменьшение суммы сбора на финансирование государственных расходов за 2015 г.
Уменьшение суммы сбора на финансирование государственных расходов с 20 базовых величин производится в двух случаях:
— на сумму уплаченных за соответствующий календарный год подоходного налога с физических лиц, единого налога с ИП и иных физических лиц, налога при упрощенной системе налогообложения (п. 8 Декрета № 3);
— в случае самостоятельного представления с 1 августа 2015 г. по 31 мая 2016 г. в налоговый орган по месту регистрации плательщика по месту жительства (пребывания), а при его отсутствии — по месту фактического проживания уведомления о неучастии в финансировании государственных расходов или участии в таком финансировании менее 183 календарных дней в календарном году по форме, установленной Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь. В случае предоставления такого уведомления подлежащая уплате сумма сбора уменьшается на 10 процентов. При этом сбор уплачивается на основании извещения налогового органа не позднее 1 июля 2016 г. (п. 9 Декрета № 3).
За консультацией по вопросам применения Декрета можно обращаться по тел. 5-13-53.
Домой Актуально