В центре внимания — сфера здравоохранения

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 

 

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Здоровье населения — одно из главных условий успешной реализации стратегии социально-экономического развития Республики Беларусь. Важнейшей целью государства в области охраны здоровья является снижение уровня заболеваний, распространение которых несет главную угрозу здоровью граждан и национальной безопасности.
Крепкое здоровье и отсутствие вредных привычек для населения Беларуси являются главными показателями благополучия человека. Во время социологического опроса, проведенного в 2015 году Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь (далее — ИАЦ), об этом заявили 70% респондентов.

17624  С МОМЕНТА образования Республики Беларусь как суверенного государства (1991 год) в основу социального направления государственной политики положен принцип обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Первоочередная цель государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения остается неизменной: создание условий, позволяющих каждому человеку реализовать свое право на охрану здоровья на основе государственных гарантий. На законодательном уровне провозглашено право граждан Республики Беларусь на бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения.
Система здравоохранения Республики Беларусь сохранила государственный характер, негосударственный сектор в объеме оказываемых медицинских услуг составляет примерно 7%.
Первостепенное значение в политике, проводимой в сфере здравоохранения Республики Беларусь, имеет обеспечение граждан доступной медицинской помощью высокого качества на всех уровнях ее оказания.
Основной задачей отечественного здравоохранения является сохранение принципов социального равенства при оказании медицинской помощи. В Республике Беларусь разработана законодательная база, которая, в том числе, закрепляет равное право граждан на доступное медицинское обслуживание.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О здравоохранении» граждане Республики Беларусь имеют право на доступное медицинское обслуживание, которое обеспечивается:
предоставлением бесплатной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения на основе государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения;
предоставлением медицинской помощи в государственных организациях здравоохранения, негосударственных организациях здравоохранения и у индивидуальных предпринимателей за счет собственных средств, средств юридических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь. За 2015 год, по оперативным данным, в Могилевской области норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на 1 жителя выполнен на 98,4% (стандарт 3 096 117 руб., выполнение 3 047 771 руб.).
Норматив обеспеченности врачами общей практики, участковыми врачами (терапевтами и педиатрами суммарно) в целом выполнен всеми регионами области и составил:1 врач на 1168 жителей (норматив — 1 врач на 1300 жителей), в том числе:
участковыми врачами-терапевтами — 1 врач на 1599 жителей (при нормативе — 1 врач на 1700 жителей);
участковыми врачами-педиатрами — 1 врач на 745 детей (при нормативе — 1 врач на 800 детей);
врачами общей практики — 1 врач на 1163 жителя (при нормативе — 1 врач на 1300 жителей).
Выполнение норматива обеспеченности составило:
койками — 9,5 койки на 1 тыс. жителей (норматив — 9,0 коек на 1 тыс. жителей);
аптеками — 1 аптека на 2,8 тыс. жителей (норматив — 1 аптека на 8 тыс. жителей);
бригадами скорой медицинской помощи — 1 бригада скорой медицинской помощи на 11219 жителей (норматив — 1 бригада на 12 тыс. жителей).
Норматив обеспеченности специальными автомобилями по всем амбулаториям, больницам сестринского ухода, участковым больницам выполнен на 100%.
В республике внедрены территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, которые определяют социальные обязательства государства по видам, структуре, объемам предоставления бесплатной медицинской помощи населению.
Финансирование государственной системы здравоохранения осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов. Объем финансирования определяется на основе нормативов бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя, устанавливаемых Законом Республики Беларусь «О бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год».
На протяжении последних лет в Республике Беларусь общие расходы на систему здравоохранения составляют более 5% ВВП.
В 2014 году общая сумма расходов на здравоохранение в Республике Беларусь составила 5,1% ВВП (было заложено в бюджете — 4,28%), в том числе: государственные расходы — 3,7% ВВП, или 73,1% всех расходов на здравоохранение; частные расходы — 1,1% ВВП, или 26,5% всех расходов на здравоохранение.
Финансовые средства международных организаций-доноров составили 0,4% от общих расходов на здравоохранение.
Республиканским бюджетом на 2015 год было предусмотрено выделение на здравоохранение 3,94% ВВП.
В Могилевской области расходы на здравоохранение с капитальным строительством за 2015 год по оперативным данным профинансированы в сумме 3 299,8 млрд. руб, или 99,6% от уточненного годового плана — 3 311,4 млрд. руб.
В соответствии с разработанной Всемирной организацией здравоохранения (далее — ВОЗ) политикой «Здоровье-2020» основными направлениями инвестирования в улучшение здоровья населения Беларуси являются:
1. Обеспечение здорового жизненного старта: расходы на улучшение репродуктивного здоровья, расходы на планирование семьи, расходы на защиту здоровья матерей и новорожденных, расходы на родовспоможение и постнатальный уход.
2. Защита от неблагоприятных воздействий и обеспечение безопасности и благополучия в детском возрасте, охрана здоровья подростков. Расходы на охрану здоровья детей и подростков в 2014 году увеличились и составили 5,4% от общих расходов на здравоохранение.
3. Обеспечение здорового старения. В связи со старением населения и увеличением числа граждан, нуждающихся в долгосрочном уходе, в Республике Беларусь в последние годы на эти услуги направляется около 0,9% от общих расходов на здравоохранение.
В непосредственном подчинении Министерства здравоохранения Республики Беларусь находятся: органы управления здравоохранением регионов Республики Беларусь (управления здравоохранения облисполкомов и комитет по здравоохранению Мингорисполкома), республиканские организации здравоохранения, в т. ч. 17 республиканских научно-практических центров (далее — РНПЦ), 4 медицинских университета, Белорусская медицинская академия последипломного образования (далее — БелМАПО), республиканские больницы, унитарные предприятия и др.
В ведении областных и Минского городского органов управления здравоохранением находятся организации здравоохранения, оказывающие стационарную, амбулаторную, скорую медицинскую помощь в регионах.
В РЕСПУБЛИКЕ Беларусь функционируют 626 больничных организаций с коечным фондом более 98,2 тыс. коек; обеспеченность койками составляет 103,6 на 10 тыс. населения; 1459 амбулаторно-поликлинических организаций; 17 республиканских научно-практических центров, 144 центра гигиены и эпидемиологии, 3135 аптек, 136 станций скорой медицинской помощи.
В Могилевской области в настоящее время функционирует 608 организаций здравоохранения, коечная мощность стационарных организаций здравоохранения составляет 11152 койки, или 104,6 на 10 тыс. населения, мощность амбулаторно-поликлинических организаций здравоохранения составляет 29981 посещение в смену.
Проведены реконструкция и техническое переоснащение организаций здравоохранения республики в рамках реализации различных государственных программ. В 2015 году завершен ремонт пищеблока УЗ «Климовичская ЦРБ».
В отрасли отмечается стабильная кадровая ситуация. В 2014 году укомплектованность врачебными кадрами составила 95,5% при постоянном росте обеспеченности врачами на 10 тыс. населения (50,4), в том числе практикующими — 39 на10 тыс. человек.
В Могилевской области обеспеченность специалистами с высшим медицинским образованием составляет 45,2 на 10 тыс. населения, в том числе врачами-специалистами — 44,7 на 10 тыс. населения.
Успешно развивается трансплантология. Выполнены 294 трансплантации печени (с 2008 года), 1317 трансплантаций почки (с 2006 года), 160 пересадок сердца (с 2009 года). Выполняются операции пересадки комплекса почка — поджелудочная железа, легких.
Число трансплантаций на 1 млн. жителей в Беларуси составляет 42,4, что значительно больше, чем в Украине и России.
Особое внимание уделяется охране здоровья матери и ребенка.
Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 30 декабря 2015 г. во время посещения родильного дома 5-й городской клинической больницы г. Минск заявил: «Как бы ни было трудно, в Беларуси не будут экономить на детях и матерях». Глава государства отметил, что, если понадобится, в Беларуси будут сокращать финансирование государственных программ. «А вот на детей и на тех, кто рожает, мы денег жалеть не должны. Для них должно быть все», — подчеркнул белорусский лидер.
В нашей стране каждой беременной женщине гарантируются бесплатное медицинское наблюдение в государственных организациях здравоохранения, стационарная медицинская помощь во время и после родов, а также медицинская помощь и наблюдение за новорожденными, в результате чего 100% деторождений в республике, в том числе в Могилевской области, происходит при квалифицированном родо-вспоможении. С помощью новейших технологий в перинатальных центрах республики и Могилевской области выхаживают новорожденных с массой тела, едва превышающей 500 граммов.
В результате лечения бесплодия методами вспомогательных репродуктивных технологий за период с 2011 года по октябрь 2015 г. родилось более 1600 детей, при этом эффективность данной технологии составляет более 40%, что соответствует средним мировым показателям.
ПО ИТОГАМ 2015 года в Беларуси впервые уровень рождаемости сравнялся с уровнем смертности.
За 10 лет младенческая смертность снизилась в 2,5 раза. В Могилевской области младенческая смертность является одной из самых низких в Республике Беларусь и составляет 2,2 на 1000 родившихся.
За 2015 год в Республике Беларусь и в Могилевской области не было зарегистрировано ни одного случая материнской смертности (за пятилетку такой случай был один).
Показатели младенческой, материнской и детской смертности в Республике Беларусь соответствуют уровню развитых стран мира.
Улучшена ситуация на рынке лекарств, развивается отечественная фарминдустрия.
Промышленное производство лекарственных средств осуществляет 31 предприятие, из которых 18 имеют 47 сертификатов GMP.
Проводимая работа содействует интеграции белорусской фармацевтической промышленности в мировую фарминдустрию, повышению качества, эффективности и безопасности лекарственных средств.
В стране зарегистрировано более 6 тыс. наименований готовых лекарственных средств, в том числе 1400 — отечественного производства. 82 наименования представляют собой оригинальные отечественные лекарства. Остальная номенклатура — генерические лекарства, которые по своему составу и эффективности ничем не уступают импортным аналогам. При этом отдельные препараты в 2-4 раза дешевле импортных аналогов. Более 70% отпускаемой на внутренний рынок продукции имеет диапазон ценового предложения до 1 доллара США в эквиваленте.
Доля отечественных лекарственных средств в общем объеме закупок постоянно растет и в 2015 году достигла 51%. Таким образом Минздрав перешагнул 50-процентный барьер, установленный Главой государства, финансовой доли белорусских лекарств на внутреннем рынке.
Американское агентство Bloomberg подготовило рейтинг систем здравоохранения стран с населением свыше 5 млн. человек по показателям 2015 года. По версии экспертов, медицинское обслуживание в Беларуси работает эффективнее, чем в США и России (список возглавляет Гонконг, затем следуют Сингапур и Израиль. Беларусь находится на 47 строчке, в то время как США — только на 50 месте, а Россия — на 54 позиции).