Есть служба «скорой медицинской помощи» — по первому звонку медработники срываются и спешат к больному человеку. Эта служба тоже очень важная и даже неотложная: отделение социальной помощи на дому. Потому что кроме них, социальных работников, порой просто некому помочь одиноким и одиноко проживающим престарелым людям, инвалидам. И помощь не отложишь на потом — обслуживать нужно регулярно и постоянно. У Лидии Николаевны Куруленко из Киселевой Буды дом большой, добротный кирпичный. Несколько лет назад его купил родителям сын. Супруги переехали сюда из небольшого домика, но пожить вместе в новом жилище долго не довелось: муж умер, и теперь Лидия Николаевна в своих хоромах одна.
Сын Александр бизнесмен, живет под Курском. Дел у него невпроворот. Но мать не забывает, ежедневно звонит, при первой возможности старается приехать. Приезжает и невестка, и внуки. Мать и сама гостила у сына, но вот остаться там жить все никак не решается, хоть ее и зовут.
В свое время Лидия Николаевна хлебнула всякого. Выросла без отца (тот трагически погиб, когда она была еще ребенком). В пятнадцать лет уже пошла на свой хлеб: работала на производстве, на ферме. Была передовиком: фотография находилась на Почетной доске в районе.
Теперь она инвалид, с трудом передвигается с палочкой. До магазина не дойдет, согнуться, чтобы убраться в доме, тоже не может. Вся надежда — на социального работника.
Лидию Николаевну обслуживает Елена Григорьевна Макарова. И пожилая женщина буквально молится на социального работника. А любит — как дочь.
— Чисто у вас, аккуратно, — отмечаю я.
— Это все Леночка, — расцветает в улыбке сельчанка. — Как она уберется, так и есть. (Леночка, поставь, дочка, чаек, угости человека!). Это ж просто золото-человек: добрая, услужливая.
Елена Григорьевна социальным работником является три с половиной года. Но опыт в данной сфере имела уже и до этого: работала в Доме ветеранов в Великом Мхе. Там, говорит, ухаживая за престарелыми, научилась и терпению, и пониманию.
Впрочем, можно ли этому научиться? Возможно, нужно просто родиться с чуткой душой?
А здесь нужно говорить уже о семейном подряде: социальными работниками являются также отчим, Геннадий Алексеевич Кирьянов, и мать, Галина Ивановна. Втроем они обслуживают 20 пожилых людей в малонаселенных и отдаленных деревнях: Ивановск, Завидовка, Ковалевка, а также в Звенчатке, Киселевой Буде.
— Посетить своих клиентов мы должны два раза в неделю. Старались распределить подопечных и построить расписание посещений, чтобы всем втроем сразу ехать в одну деревню. Машина-то на всех одна, отцовская, — рассказывает Елена Григорьевна. — Это хорошо, что папа с нами — мужская помощь в деревне всегда нужна. Когда едем, везем самые разные разности — все, что заказывают наши бабушки и дедушки: и лекарства, и вещи, и продукты. Бывая в Климовичах, стараемся купить заказанное по более низкой цене, хоть приходится порой объездить немало магазинов.
— К нашим пожилым просто нельзя относиться равнодушно, — продолжает Елена. — Они все такие милые, благодарные. Нам нельзя привязываться к клиентам, входить с ними в дружественные отношения, но поневоле прикипаешь душой и переживаешь за них, как за своих. «Ну, какие новости?» — поинтересуешься для вежливости у бабули. — «Ды якия тут новости? Во, гляжу у вакно — хоть бы заяц ци сабака яки прабег. Ды хвациць табе топаць — сядь, пасяди са мной».
И пойдут разговоры: вспомнят, и как гуляли, женились, и как работали…
Понимаешь: им не хватает общения. И социальный работник едва ли не единственный и самый желанный гость. Поэтому, не считаясь со временем, стараемся уважить человека, послушать, поговорить.
Социальные работники — это и помощники, и психологи, и обслуживающий персонал. Душевный разговор, скрашивание одиночества не прописано в их должностных обязанностях и не оплачивается. И разве можно все измерить деньгами?
Галина Цыганкова.
Домой Общество