Мужественным нужно родиться? Или можно таким стать? Или, как говорится, жизнь заставит? Сколько приходится слышать сейчас иждивенческих мотивов: дайте; помогите; вы должны; вы обязаны… Причем, не просьбы, а — требования. А сам? А — инициатива? А — настойчивость, сила воли, смекалка? Желание, наконец? Мы идем к удивительной женщине, Нине Прокофьевне Глушаковой, на 90-летний юбилей. Ветерана педагогического труда тепло поздравили со знаменательным событием три председателя: райкома профсоюза работников образования и науки — Лидия Петровна Шашкова, ветеранской организации педагогов — Валентина Михайловна Подгорская и районной организации ветеранов войны и труда — Валентина Васильевна Цыганкова. Цветы, подарки, пожелания здоровья и долгих лет жизни.
Нина Прокофьевна Глушакова — уроженка д. Красавичи. О родителях рассказывает, что мать — дворянского рода; отец — из крестьян, но красавичский помещик дал ему определенное образование (церковно-приходская школа «плюс» двухклассное училище), а затем забрал с собой в Петербург, где Прокоп выучился слесарно-кузнечному делу.
Во время революционных событий, по словам Нины Прокофьевны, отец встречался с Лениным, а позже — и со Сталиным.
Во время Великой Отечественной войны Прокоп Стефанович был связным партизан. Выполняла поручения отца и она.
— Однажды, при выполнении задания, отец попал в засаду, — рассказывает пожилая женщина. — Немцы схватили его и повели в Красавичи. К счастью, по пути отцу удалось сбежать. А когда советские войска осовбождали Красавичи, мы прятались в лесу. Меня ранило в ногу. Подобрали наши солдаты, отправили в госпиталь. Нога не заживала. Газовая гангрена — таков был диагноз врачей. Ногу пришлось ампутировать — всю.
Казалось, все: инвалид. Что может ее ждать в будущем? Инвалидная коляска, опека родителей и мизерная пенсия? Но мужественная девушка решила по-другому.
До войны Нина успела закончить семь классов. Этого образования хватило, чтобы поступить в Кричевское педагогическое училище. По окончании его, в 1947 году, пришла в свои родные Красавичи уже учителем начальных классов.
Что инвалид, на протезе, на это скидок никто не делал. Работала, как все. И даже лучше других. Влюбленная в свою профессию, отдавала ей и сердце, и душу. А послевоенная школа — не то, что нынешняя. Это разновозрастные ученики в одном классе; это нехватка элементарного — тетрадей, учебников, одежды, обуви. И перед ней самой встала острая проблема обуви: в обычные башмаки протез не влезал. Пешком (какие автобусы?!) дошла до Климовичей на базар. Повезло: бывший военный продавал солдатские ботинки. Купила. В этих ботинках ходила потом многие годы. В 1957 учительница была награждена знаком «Отличник народного образования». За десять лет, и такая высокая награда! Это о многом говорит.
Что такое послевоенное время в демографическом отношении? Это переизбыток невест и катастрофическая нехватка женихов, которых забрала война. Но в девушку-инвалида влюбился местный парень и не побоялся — взял в жены. Вместе с мужем Алексеем Григорьевичем Соловцовым они счастливо прожили всю жизнь (к сожалению, муж уже умер).
Алексей работал водителем в совхозе. Мужиком он оказался трудолюбивым и заботливым. Пока Нина возилась с тетрадями да занималась с учениками, которые приходили за помощью даже домой, Алексей хлопотал по хозяйству. А хозяйство держали, как и другие: корова, свиньи, птица. Корову, кстати, доила сама, печь топила, готовила — тоже, ну а корм задавал скоту уже муж, воду носил тоже он. Хотя порой приходилось все делать и самой, когда муж был занят на совхозной работе.
Сейчас Нина Прокофьевна живет в Климовичах. Квартиру помогла купить племянница, что живет в Америке. Вообще, у женщины немало родни. Все ее любят, уважают и не забывают.
Галина Цыганкова.
Домой Общество