Обеспечение человека доступным и комфортным жильем было и остается одним из важнейших приоритетов социально-экономической политики белорусского государства.
Целью государственной жилищной политики до 2016 года (далее — государственная жилищная политика) является создание условий для удовлетворения гражданами потребности в доступном и комфортном жилье сообразно их индивидуальным запросам и финансовым возможностям, формирование полноценного рынка жилья.
Потребность граждан в улучшении жилищных условий предполагается обеспечивать путем:
строительства собственного жилья (квартира или индивидуальный жилой дом);
реконструкции имеющегося жилья;
приобретения в собственность жилья на вторичном рынке;
получения в пользование жилых помещений социального пользования.
Государственная жилищная политика будет реализована по двум основным направлениям:
улучшение жилищных условий граждан с государственной поддержкой, которая дифференцирована по категориям граждан и будет предоставляться адресно;
улучшение жилищных условий граждан без государственной поддержки путем развития существующих и создания новых финансовых механизмов (ипотека, система жилищных строительных сбережений, жилищные облигации), создания благоприятных условий для строительства жилья на коммерческой основе, увеличения фонда наемного жилья.
В Могилевской области в 2013 году введено в эксплуатацию 363,9 тыс. квадратных метров общей площади жилья или 95,4% к уровню 2012 года; для нуждающихся за счет льготных кредитов — 213,4 тыс. квадратных метров или 58,6% всей введенной площади. В сельских населенных пунктах и малых городских поселениях построено 172,4 тыс. квадратных метров общей площади жилых домов, что на 45 тыс. квадратных метров больше, чем в 2012 году. В рамках реализации государственных программ на строительства жилья выдано 832,5 млрд. руб. кредитов, (99,9% плана на 2013 год), в т. ч. на селе — 139 млрд. руб. (99,1% плана на 2013 год). За 10 месяцев 2014 года в области введено в эксплуатацию 319,2 тыс. квадратных метров общей площади жилья или 77,9% годового задания; для нуждающихся за счет льготных кредитов —287,9 тыс. квадратных метров, что составило 90,2% всей введенной площади. В сельских населенных пунктах и малых городских поселениях годовое задание перевыполнено на 0,2%, в эксплуатацию введено 100,2 тыс. квадратных метров жилья.
В 2014 году структурными подразделениями банков Могилевской области на кредитование жилья направлено 882,1 млрд. руб., из них льготные кредиты в соответствии с указами Президента Республики Беларусь освоены в сумме 846,6 млрд. руб., на коммерческих условиях банков — 35,5 млрд. руб. Кредиты на льготных условиях предоставляют только ОАО ”АСБ Беларусбанк“ и ОАО ”Белагро-промбанк“, на условиях, предусмотренных самими банками, — на срок до 20 лет с процентной ставкой в размере около 33-40% годовых: ОАО ”АСБ Беларусбанк“, ОАО ”Белагропромбанк“, ОАО ”БПС-Сбербанк“, ”Приорбанк“ ОАО, ОАО ”Белинвестбанк“, ОАО ”Паритетбанк“, ОАО ”Белгаз-промбанк“ и ОАО ”Банк БелВЭБ“.
В январе 2012 года был принят Указ Президента Республики Беларусь №13 ”О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений“, который призван регулировать вопросы предоставления государственной поддержки определенным категориям граждан нашей страны, для строительства, реконструкции или приобретения жилья.
Новый указ предусмотрел корректировку списков тех, кто может иметь право на получение льготного кредита. Специальные комиссии проверили все списки, и каждый стоящий на учете прошел жесткую проверку, многие были удалены из списков, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Помимо очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, есть категория граждан, которые имеют право на льготы при получении льготного кредита. В Указе № 13, есть такое понятие, как внеочередники. Первыми по праву здесь стоят многодетные семьи. Далее — семьи, в которых живут дети-инвалиды, и инвалиды с детства 1 и 2 групп; люди, которые стали инвалидами после Чернобыльской катастрофы; граждане, проживающие в аварийных домах, и другие. Все, кто подпадает под это определение, могут претендовать на получение льготного кредита вне очереди, но здесь есть небольшая оговорка: у них не должно быть в собственности жилья на всей территории Беларуси.
Для разных категорий граждан общая площадь, подлежащая льготному кредитованию, имеет различную величину. Так для многодетных семей этот показатель равен 20 кв. метров, для граждан, проживающих в сельской местности, — 30 кв. метров. Самыми большими будут нормативы общей площади, для тех, кто решил начать строительство одноквартирного жилого дома или однокомнатной квартиры в блокированном жилом доме, они составят 44 кв. метра на одного человека.
Есть категория граждан, ко-
торая может претендовать на дополнительную площадь (Герои Беларуси, Герои Советского Союза, Герои Социалистического труда, полных кавалеров орденов Славы, Трудовой Славы, а также те, кто на законодательном уровне имеет право на дополнительные метры, по состоянию здоровья). Все эти граждане имеют право на дополнительные 15 кв. метров жилой площади к общим нормативам.
Нормируемые размеры общей площади, которые указываются в списках на получение льготного кредита, устанавливаются с учетом вычета общей площади жилых помещений, которые находятся в собственности кредитополучателя и членов его семьи. Также из этого показателя вычитаются размеры общей площади жилых помещений, которые были отчуждены в последние 3 года, перед заключением договора как кредитополучателем, так и членами его семьи, в праве общей собственности на жилые помещения.
Максимальный срок, на который предоставляются льготные кредиты, не должен превышать 20 лет (для многодетных семей — 40 лет).
Максимальный срок, в те-
чение которого производится выдача льготного кредита на строительство (реконструкцию) одноквартирных, а также блокированных жилых домов, не должен превышать 3 лет со дня выдачи первой части кредита.
Предусмотрены следующие размеры ставки кредитования:
— для многодетных семей ставки по кредитам остались прежними — 1% годовых;
— 10% ставки рефинансирования Национального банка (далее — ставка рефинансирования), но не менее 3% годовых — для граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек;
— 20% ставки рефинансирования, но не менее 5% годовых — для иных категорий граждан;
— 50% ставки рефинансирования, но не менее 5% годовых — для молодых семей, имеющих двоих несовершеннолетних детей (молодым семьям с двумя несовершеннолетними детьми ставка за пользование льготным кредитом на строительство жилья будет снижена до 5% от ставки рефинансирования. Это запланировано проектом указа, обсуждавшимся 5 декабря на встрече Президента Беларуси Александра Лукашенко с министром труда и соцзащиты населения Марианной Щеткиной).
Ставка рефинансирования на сегодняшний день составляет 20% годовых.
Размер льготного кредита не должен будет превышать 90% (для многодетных семей — 100%) стоимости норматива льготно кредитуемой площади.
11 июня 2014 года вступил в силу Указ № 270 ”О реализации программ государственного заказа на строительство жилья“, которым в порядке эксперимента устанавливается порядок определения стоимости строительства (возведения, реконструкции) жилого дома по госзаказу для граждан, имеющих право на льготные кредиты в соответствии с Указом № 13 и максимального размера льготного кредита, предоставляемого для такого строительства заказчику.
Установлено, что если фактические затраты заказчика на строительство жилых помещений по госзаказу оказались выше стоимости жилых помещений, предусмотренной договором купли-продажи с гражданами, то эти расходы несет заказчик. Также превышение фактической стоимости подрядных работ по отношению к договорной (контрактной) цене, сформированной исходя из стоимости строительства жилого дома, за вычетом затрат заказчика, при достижении потребительских и качественных характеристик жилого дома в соответствии с проектной документацией относится на финансовые результаты деятельности подрядчика.
Кредитные денежные
средства, предоставляемые заказчику на строительство жилых домов, перечисляются на специальные счета, открытые для строительства каждого дома отдельно. На эти счета арест не налагается, взыскание налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей в республиканский и (или) местные бюджеты, в государственные внебюджетные фонды из средств, находящихся на этих счетах, не производится.
Заказчик обязан использовать средства, находящиеся на данных специальных счетах, по их целевому назначению.
Максимальный размер льготного кредита на строительство и реконструкцию жилых помещений определяется из стоимости 1 кв. метра общей площади и нормируемого размера общей площади жилого помещения, но этот показатель не должен быть выше, чем единый предельный норматив стоимости 1 кв. метра общей площади определенный Советом Министров Республики Беларусь. Максимальный размер льготного кредита не должен превышать 90%, от общей стоимости строящегося или реконструируемого жилого помещения. Только для многодетных семей этот показатель равен 100% от стоимости.
Погашение задолженности по льготному кредиту осуществляется в соответствии с кредитным договором. Равные доли распределяются на весь период пользования (так называемый аннуитетный платеж) и вносятся кредитополучателем, начиная со следующего месяца, после получения кредита, в случае приобретения жилого помещения.
Если речь идет о кредите на строительство или реконструкцию одноквартирных домов, или квартир в блокированных домах, то погашение кредита начинается после сдачи дома, со следующего месяца. При этом срок не должен превышать 2 лет с момента выдачи кредита. Для многодетных семей и граждан, проживающих в населенных пунктах, где численность населения не превышает 20 тыс. человек, а также городах-спутниках, погашение кредита начинается со следующего месяца после сдачи дома в эксплуатацию, но не позже 3 лет с начала кредитования.
Многодетным семьям
для погашения задолженности по льготному кредиту предоставляется финансовая помощь государства:
при наличии троих несовершеннолетних детей — 75 процентов от суммы задолженности по выданным кредитам;
при наличии четверых и более несовершеннолетних детей — 100 процентов от суммы задолженности по выданным кредитам.
Молодым семьям финансовая помощь государства в погашении задолженности по льготным кредитам предоставляется:
при рождении (усыновлении, удочерении) первого ребенка — 10 процентов от суммы задолженности по выданным кредитам;
при рождении (усыновлении, удочерении) второго ребенка — 20 процентов от суммы задолженности по выданным кредитам.
Всю необходимую информацию о выдаче кредитов, пакете документов и условиях кредитования можно получить на интернет-сайтах банков и при личном обращении в их структурные подразделения.