Климовчанка Лидия Семенцова свято бережет в сердце память о своих погибших родственниках.
— 15 февраля исполнилось 70 лет с той поры, как погибли двое моих дедушек — Павел Аксенович и Илья Аксенович Поздняковы, и родной дядя, сын моей бабушки Ульяны Прокофьевны, Владимир Павлович. Их имена занесены в книгу “Памяць” Краснопольского района, — рассказывает Лидия Владимировна. — Родом они были из деревни Сосновица. Воевали в партизан-ском отряде № 45 “За Родину” под командованием Владимира Ивановича Маркова. Сейчас деревни Сосновица нет, стерла с лица земли радиация. Только кладбище осталось…
Пять лет назад, к 65-летию со дня освобождения Краснополь-ского района от немецко-фашистских захватчиков, открыли обелиск нашим погибшим родственникам.
Мы ездим к обелиску один раз в год. Когда мама моя была еще жива, это являлось нашим семейным днем памяти. Мамы уже нет. Но все равно я традицию эту берегу и продолжаю. У нас в родительском доме в Климовичах собираются все родственники, и мы обязательно отмечаем памятный день, вспоминаем былое, говорим о настоящем, о будущем.
Дедушка мой, Павел Аксенович, работал председателем колхоза. Вместе с братом и сыном Владимиром воевал в партизанском отряде. В один из дней, возвращаясь с задания, они зашли домой. Полицаи выследили их и выдали гитлеровцам. Дедушек сразу расстреляли. А Владимира трое суток жестоко пытали, выспрашивая, где находятся партизаны. Не узнав ничего, также расстреляли.
Ульяна Прокофьевна осталась вдовой с десятью детьми. А еще в годы лихолетья спасала еврейскую семью. В то время это тоже являлось настоящим подвигом. Один из детей той семьи, Леонид Исакович Козлов, живет в Минске, до сих пор помнит ее благородный поступок, часто приезжал к нам. Нередко гостил в доме бабушки и командир отряда Владимир Иванович Марков.
Моя мама (ей было тогда всего 14 лет) тоже помогала партизанам. Когда ранило одного из бойцов, Александра Сильченко, носила ему еду в землянку.
— Я вот что подумала, — продолжает Лидия Владимировна. — Если сейчас не расскажем о пережитом детям, внукам, то кто им потом все объяснит? Своему внуку, ему 8 лет, я говорю: «Назарушка, мы не вечные. Не станет меня, будешь с папой ездить к обелиску. Потом со своим сыном. Никогда не забывай своих корней…»
Раиса Сергеенко.
Домой Официально