Сельское подворье. С огорода убран урожай. Во дворе — новые сарайчики, сани, телеги. Поленница поколотых дров. Еще немалая кучка чурок ждет своей очереди. Чувствуется рука хозяина. В доме — порядок: чисто, аккуратно, уютно.
Видно, позаботилась хозяюшка. Что касается первого, то — да: хозяин он хороший. А вот хозяйка…
Чем взяла его приезжая девчина, сейчас Игорь Владимирович Ефименко и не припомнит. Появилась как-то в их небольшой Ковалевке, устроилась работать дояркой на ферме.
— Ну, наверное ж, была любовь, раз троих детей налюбили, — шутит мужчина.
Вначале жили хорошо. Потом жена стала заглядывать в бутылку. Дальше — больше. Нерадивой оказалась она и хозяйкой, и матерью. В общем, пришлось расстаться. На развод, говорит Игорь Владимирович, подал сам. А вот на алименты не подавал. «Дождешься от нее!» — махнул рукой.
Многодетная семья живет на зарплату папы плюс детские пособия. А папа старается, чтобы у детей было все, чтобы они были не хуже других. Работает механизатором в ОАО «Звенчатский» — на погрузчике. Еще подрабатывает сторожевством.
Игорь Владимирович сам из трудолюбивой крестьянской семьи. Покойный отец, Владимир Иванович, был трактористом, мать, Антонина Павловна, работала дояркой. Приучили к труду и своих детей Наталью, Игоря и Николая. Все трое сейчас работают в ОАО «Звенчатский»: брат — тракторист, сестра — диспетчер.
Трудно пришлось бы многодетной семье, если бы не помощь родных. Брат с матерью по-прежнему живут в Ковалевке, держат корову, снабжают племяшей-внучат молочными продуктами. Самое действенное участие в семье принимает сестра. Папа, конечно, молодец, но женская забота, женское сердце ох как нужны детям!
Яна из детей — старшая. Учится в девятом классе Звенчатской школы. В седьмом классе — Виктория, в четвертом — Владимир.
Чистота в доме такая — не у каждой хозяйки бывает.
— Кто же за порядком следит? — невольно поинтересовалась.
— Каждый, — улыбается папа. — Все знают: за собой нужно убирать, порядок — поддерживать.
— Не сказать чтоб строго, но, в общем, обязанности распределены, — поясняет Яна. — Я — по дому, поесть приготовить. С тетей Наташей готовим что-нибудь вкусненькое. Вечером, когда к нам придет. Вика с Вовкой — по хозяйству: накормить кроликов, кур.
— Кобыле положить, — подсказывает шустрый Вова.
Без мамы живут больше пяти лет. Где она сейчас, не знают — не ведают. А нерадивая мамаша, конечно, ведает, где ее детки. Да вот только знать она их не желает.
Хорошо, что есть такой замечательный папа, для которого семья — превыше всего.
— Папа просто молодец, — отзывается о нем социальный педагог Елена Пимоненко. — Всегда старается зайти в школу, поинтересоваться учебой детей. Если обращаемся с какой-либо просьбой — поможет. Надо было видеть, с какой гордостью он сам привел сына на линейку в первый класс! Сам потом его из школы домой забирал. Дети очень любят, уважают и слушаются отца.
В этом доме они живут второй год (многодетной семье жилье выделил тогда еще совхоз «Звенчатский»). Расторопный и хозяйственный Игорь стал сразу же обживаться. С братом Николаем поставили несколько сарайчиков для домашней живности (свиньи, куры, кролики, кобыла Машка). Конные сани, телеги он делает сам. Впрочем, смастерить Игорь Владимирович может многое — работа послушна его рукам, а сам он без дела сидеть не любит.
Засевают огород: как и положено — необходимые овощи, картошка, зерновые.
Главная забота отца — вырастить да вывести в люди детей.
— Что ж не подыщете себе спутницу жизни? — поинтересовалась я. — Вы ж мужчина видный, в самом расцвете лет.
— Хороших найти непросто. Во всяком случае, на горизонте не видать. А плохие нам и не нужны, — отшучивается тот.
— Не пожалела б та женщина, которая связала б с ним свою судьбу, — говорили мне его односельчане. — Спокойный, трудолюбивый, хозяйственный. В бутылку не заглядывает, детей любит. Семья на первом месте.
Галина Цыганкова.
Домой Официально