Было это в начале войны 1941 года в деревне Ректа Барколабовского сельсовета Быховского района. Из соседнего населенного пункта прибежала женщина и сказала: нужно быстро уходить, потому что немцы примерно в десяти километрах от нашей деревни. Нас, детей, стариков и женщин, отправили в лес в урочище Кургузье. Хозяйки забрали с собой только коров. Остальной домашний скот (телят, свиней и птицу) оставили в открытых сараях, положив им на первый случай корма.
Урочище, где мы прятались, — это отвесный обрыв метра четыре высотой и лента зеленой воды на дне. Комары и оводы не давали покоя. Маленькие дети плакали, хотели пить. Дней через семь возвращались домой через деревню Хадутичи. Здесь увидели жуткую картину: фашисты ловили кур, гусей, выносили из магазина продукты, промышленные товары и грузили в машины. Открыв один из ящиков, рассыпали конфеты на дорогу, заставив детей собирать их и кушать. Сами фотографировали и хохотали. Они представляли себя хозяевами: купались в местной реке Лохва, лежали на берегу.
Вдруг, откуда ни возьмись, налетели два наших самолета и начали стрелять из пулеметов по врагам. Немцы растерялись и полезли под машины. Тут же появились пять фашистских самолетов и сходу сбили наших летчиков. Один самолет упал в поле, а второй — на лес. Трех парашютистов ветер отнес к деревьям. Четвертый вначале летел камнем вниз, но метров за двести от земли раскрыл парашют и приземлился в озимую рожь. Немцы поджидали его у дороги. Летчик шел им навстречу, подняв левую руку. Не доходя метров пяти, выхватил пистолет и начал стрелять в фашистов. Те опешили и стали прятаться. Летчик быстро повернулся и побежал назад в рожь. Немцы начали стрелять по убегающему из автоматов и ранили его в руку. Решив, что убили, искать не пошли.
Когда мы подходили к своей деревне, недалеко увидели горящий самолет. Мой отец и еще двое мужиков похоронили четырех обгоревших летчиков и поставили столб, как метку, что здесь находится могила.
Как только немцы уехали, мы пошли к сгоревшему самолету. К нам подошел незнакомый человек с перевязанной рукой и спросил, где погибшие летчики. Мы показали ему могилу, и он ушел. Самолет, что упал в болото, пролежал там более десяти лет, пока грибники не заметили хвост боевой машины. В кабине нашли труп летчика, в кармане документы, по которым узнали, из какой эскадрильи были эти смелые авиаторы.
Потом из райвоенкомата приезжали сотрудники, искали могилу обгоревших воинов, чтобы похоронить в Быхове. Однако найти за сроком давности не смогли.
Мария Федоровна Рыжикова,
староста д. Муравец.
Домой Официально