Всем известна притягательная сила родников (криничек). Из земных глубин вырывается на поверхность живительная влага. Ни один путник не может пройти мимо, чтобы не остановиться, не припасть к хрустальной студеной воде. Она вкусна, кристально чиста, а нередко и целебна… К роднику всегда есть тропинка, так как он нужен и людям, и зверям, и птицам. Эта притягательная сила родников имеет древние корни. Родники не замерзают, их вода всегда чище воды рек, озер, поэтому люди издавна селились у таких источников.
Деревню Новый Дедин и ее окрестности природа-мать щедро одарила родниками (криничками). Из них самый известный находится в Узровье. Узровье — это правый берег поймы реки Остер. У его подножья и вырывается из-под земли родник с водой очень хороших вкусовых качеств. Эта вода может храниться дома больше года без осадка на стенках и дне сосуда. Она считалась и считается целебной. За ней приходили и приезжали издалека. Ею люди промывали больные глаза. Из этой кринички всегда брали воду на сенокос.
Местное название родника — Бездонный колодец. Площадь его зеркала была более 30 кв. метров.
Местные «исследователи» пробовали через устье промерить жердью глубину родника, но длины этого инструмента не хватило. Старожилы рассказывают, что люди, набирая воду, иногда упускали в колодец чайники, горлачи, котелки, но достать их потом не удавалось — все уходило в бездну. Может быть, по этим причинам родник получил название «Бездонный колодец».
В гидрогеологии такой родник характеризуется как постоянный поток от артезианских пластов с глубины 100 — 500 метров.
Название «Бездонный» встречается не только у нас. Бездонный колодец есть около Славгорода. Бездонное озеро есть в Пружанском районе Брестской области…
В прошлом ежегодно 14 августа у Бездонного колодца проводил молебен «освящение вод» священник Ильинской церкви из деревни Кулешовка. В этот день православная церковь отмечает память братьев Маккавеев. Они пострадали в древней Иудее от «нечестивого сирийского царя Антиоха IV Епифана» в 166 г. до Р.Х. Наверное, поэтому у нас этот праздник и называется «Макавье».
В 1988 — 90 годах пинские мелиораторы прокопали канаву и спустили из колодца воду, да так и оставили, не сделав никакого благоустройства.
Второй необычный родник расположен у дороги между Старым и Новым Дедином. Его вода стекает вниз с горы, называемой Вильницей (правый берег поймы реки Остер), к дороге. Вода этой кринички считалась и считается лечебной — «от всех болезней».
А теперь вспомним, как отмечали Макавье в Новом Дедине в недалеком прошлом. К Макавью старались сжать просо, чтобы сварить просяную кашу. А если оно не созрело, то выбирали отдельные спелые колоски. Затем просяные снопы оббивали пранником, веяли на ветру — отделяли мякину. Очищенные зерна сушили, толкли толкачом в ступе, затем пылали в ночевках (отвеивали от шелухи). Из полученной крупы уже варили в русской печи просяную кашу.
В этот день в наш Дедин приходили гости из других деревень и на столе для угощения должны были быть: «яешня са шкварками, прасяная каша з малаком» и блины — этот древнейший языческий символ Солнца и поминальная еда. Но при послевоенной разрухе не у всех людей стол был украшен таким угощением.
К Макавью готовили и Бездонный колодец. Активность в этом проявляли старики: К. Е. Скоцкий, П. Т. Молдованов, С. П. Скоцкий. Они очищали поверхность воды от плавающих листьев, прокашивали дорожку к колодцу, обрубали ветки, мешавшие проходу. Вокруг колодца были положены отесанные плашки, на которых стояли люди. В устье родника опускали крест. Я помню, как это делал Константин Евдокимович Скоцкий. Крест был изготовлен из сухой осины и имел размеры — 30х60 см. К вертикальной стойке веревочкой был привязан камень, не дававший кресту всплывать. В воде крест принимал горизонтальное положение и на черном фоне дна как бы светился. Плоскость креста располагалась в направлении «север — юг».
Утром 14 августа кто-то из мужчин запрягал коня. На подводу усаживались девушки и ехали в Кулешовку через Поженьку, Рудчи, Аврамов угол… В Кулешовской церкви после утреннего богослужения брали иконы и девушки на руках несли их в Новый Дедин. Большие иконы несли вдвоем. Этот девятикилометровый путь нелегко пройти с иконой по проселочной дороге, поэтому несущих иконы меняли. После войны в этом крестном ходу регулярно участвовали П. В. Пантюхова и Н. Г. Захарченкова. В пути Крестный ход останавливался раза два, священник читал тропарь и певчие хором пели. Кулешовцы помнят своих певчих: Марию Моисеевну Ганжажара, Ульяну (Вульку) Мельнову… М. М. Ганжажара обладала очень сильным, высоким голосом, и он всегда выделялся в хоре. После войны дьяком в Кулешовской церкви был Егор Шашенько, по прозвищу Гурок.
В Новом Дедине Крестный ход уже ждали жители многих деревень. Приходили и приезжали, в том числе и из Шумячского района Смоленской области.
Приходили пешком даже из д. Переволошня — это 30 км от Дедина. Бабушки шли босиком — ботинки несли на палочке за плечами. Обувались у нас на Узровье, некоторые вели за руку детей.
Следует сказать, что в 30-х годах прошлого века церковь в Кулешовке была закрыта и богослужение у Бездонного колодца не проводилось.
А до этого здесь были на Макавье еще и большие базары. Выезжал сюда и магазин. Продавали такие нужные крестьянам товары: хомуты, седелки, косы… Некоторые хозяйки продавали овощи, ранние яблоки.
В годы немецкой оккупации Кулешовская церковь возобновила свою работу, и возобновилось богослужение на Макавье у Бездонного колодца. Тогда же в Новом Дедине в хате Сидора Скоцкого священник из Кулешовки крестил детей. Я помню, как меня на руках держала моя крестная Софья Платоновна Вертинская, а крестным был мой дядя Яков Евдокимович Маханьков.
Когда Крестный ход подходил к Бездонному колодцу, священник становился лицом к кресту, что светился в воде, и, соответственно, лицом на восток. На противоположной стороне колодца стояли люди с иконами. Начиналось богослужение.
По окончании службы священник иногда крестил детей в Дедине, иногда шел по деревне и служил молебен по просьбе хозяев около новых хат, построенных вместо спаленных немцами. Потом его отвозили в Кулешовку, но иконы оставались в деревне и хранились в красном углу (куту) одного из домов до второго Спаса (19 августа). Утром 19 августа иконы относили в Кулешовку. Те, кто носили эти святыни, иногда «обрекали» себя, давали обеты: выйти замуж, просили об исцелении больных и т. д.
После Великой Отечественной войны на Макавье к Бездонному колодцу приходили женщины, бросали в колодец кусочки хлеба и загадывали на близкого человека, не вернувшегося с войны. Если хлеб тонул — значит, человека нет на белом свете, если плавал — значит, жив и вернется домой. В это гадание вдовы вкладывали последнюю надежду узнать о без вести пропавших дорогих людях. Наверное, это древнейший ритуал с жертвоприношением и гаданием, дошедший до нашего времени. Об этом писал еще в VI веке византийский историк Прокопий Кесарийский: «…они почитают реки и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят гадания».
В Бездонный колодец люди бросали деньги (одну копейку) и все уходили домой с наполненными водой сосудами.
После богослужения молодежь шла на игрище в просторный новодединский клуб, построенный еще до войны. Деревня была знаменита своим клубом, Бездонным колодцем, рябыми горшками, урожаями капусты. В клубе танцевали под гармонь и бубен. Вечер открывался танцем — страданием. Далее с перерывами шли — семеновна, кадриль, нареченька, подыспань, вальс, полька, краковяк, коробочка… Многие танцы сопровождались припевками (частушками), притопыванием. Разгоряченная быстрыми танцами молодежь высыпала на улицу, чтобы охладиться, отдохнуть. А потом, при звуках новых аккордов, сами ноги несли их в круг. И так до вечера. Вечером после перерыва танцы продолжались. Молодежи собиралось очень много. Игрище заканчивалось также танцем страдание.
Все упомянутое выше о праздновании Макавья в Новом Дедине говорит о том, что некоторые отголоски дохристианских ритуалов поклонения восточнославянской богине Макошь дошли до нашего времени:
— за иконами ходили девушки — богиня Макошь покровительствовала девичьей судьбе;
— те, кто относили иконы в церковь 19 августа, «обрекали» себя, например, выйти замуж и т. д., т. е. отдавали себя в руки судьбы, которой управляла богиня Макошь;
— жертвоприношение с гаданием у святого источника о судьбе родного человека — богиня Макошь покровительствовала душам умерших, обитающим в святых целебных источниках;
— христианство (греческие священники в Киеве — 10 — 11 вв.), борясь с двоеверием, заменило молебен богине Макошь, в честь окончания жатвы в августе месяце, на созвучное — Макавье — в память святых — братьев Маккавеев, т. е. память чужой истории.
Последний раз богослужение у Бездонного колодца было 14 августа 1954 года. В начале 1955 года из района в Кулешовку приехали люди, вынесли из церкви иконы и увезли в Климовичи.
Какое-то время в опустевшей церкви колхоз хранил намолоченное зерно, удобрения.
Хотя 14 августа богослужение у Бездонного колодца не проводится уже более пяти десятилетий, но ежегодно в этот день люди приходят и приезжают к этому колодцу, наполняют сосуды водой, общаются. Кто-то этой водой делает омовения, кто-то бросает в колодец деньги, чтобы через год вновь вернуться сюда.
Виталий МАХАНЬКО.
д. Новый Дедин.
Домой Официально